Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
356 І1РЕПОДОБНѢИШЕМУ ВЪ ІЕРОМОНАСЬХЪ И ДУХОВНЫХЪ ОТЦЪХЪ И МНЪ О ХРИСТѢ ВОЗЛЮБЛЕННѢИШЕМУ И ЧЕСТНѢЙШЕМУ
ВЛАДЫКѢ И БРАТУ, КИРЪ ѲЕОФАНУ ВЪ ЕВРИПЪ. I. Преподобнѣйшій въ священномонасѣхъ и духовныхъ от-
цсхъ, и мнѣ о Христѣ возлюбленнѣйшій и достопочтеннѣйшій
Владыко и Брате, молю Бога, дабы и тѣлесно здравствовала твоя
великая Святыня, молитвами которой, по милости Божіей, и я до¬
статочно здравствую тѣлесно. Пусть тебѣ будетъ извѣстно, что сразу послѣ того, какъ мы
прибыли въ Константинополь, когда на патріаршій престолъ вос-
шелъ одинъ изъ подписавшихъ Унію латинствующихъ и причи¬
нявшій намъ огорченія, я по нуждѣ отправился въ мою Церковь
(т. е. Ефесъ). Но тамъ я не нашелъ никакого успокоенія и тяжко
переболѣлъ, и бѣдствуя отъ нечестивыхъ и подвергаясь напа¬
стямъ по той причинѣ, что я не имѣлъ мандата отъ властей, я
ушелъ оттуда съ намѣреніемъ отправиться на Святую Гору.
Итакъ, пересѣкши море на Галлиполь и проходя мимо Лимноса,
я былъ арестованъ тамъ и задержанъ по повелѣнію Императора.
Но слово Божіе и сила Истины не могутъ быть связаны, но еще
сильнѣе текутъ и процвѣтаютъ, и многіе изъ братій, ободрившись
моимъ изгнаніемъ, поражаютъ порицаніями боззаконниковъ и на¬
сильниковъ Православной Вѣры и отеческихъ порядковъ и изго¬
няютъ ихъ отовсюду какъ соръ, ни сослужить имъ не допускаютъ,
ни вообще поминать ихъ какъ христіанъ. II. Я узналъ, что былъ рукоположенъ латинствующими въ
митрополита Аѳинскаго нѣкій монахъ изъ Монемвасіи, который
тамъ слузкитъ вмѣстѣ съ латинянами и незаконно рукополагаетъ
кого бы только ни нашелъ. Поэтому прошу твою Святыню, чтобы,
воспріявъ ревность о Бозѣ, какъ человѣкъ Божій и другъ Истины и
святаго Исидора подлинный ученикъ, ты совѣтовалъ священни¬
камъ Божіимъ — всѣми способами избѣгать общенія съ нимъ, и
не сослужить ему, ни вообще поминать его, и считать его не ар¬
хіереемъ, но волкомъ и наемникомъ, и вообще не служить въ ла¬
тинскихъ церквахъ, дабы не пришелъ и на насъ гнѣвъ Божій,
пришедшій на Константинополь, по причинѣ совершающихся
тамъ беззаконій. III. Знай же, что псевдо-Унія, благодатію и силою Божіей,
вотъ-вотъ уже разсыпется и догматъ латинянъ вмѣсто того, что¬
бы укрѣпиться благодаря лзке-Собору, чего они всегда пытались
достигнуть, еще больніе опроверзкенъ и совершенно отвергнутъ и
вездѣ объявляется какъ кощунство и нечестіе; и тѣ, которые его
санкціонировали, не смѣютъ о семъ и устъ открыть. Инока же ва-