Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
354 чего добраго, когда, вотъ, блаженному Павлу, Солнцу Вселенной,
онъ сдѣлалъ то же самое.· Ибо онъ говоритъ: “Многажды хотѣхомъ
пріити къ вамъ, и единою и дважды, и возбрани намъ сатана”62).
Итакъ, если даже ему онъ воспрепятствовалъ, то достоитъ съ лю¬
бовію принять то, что — угодно Богу; но все же въ надеждѣ мы
мысленно представляемъ себѣ васъ, и ввѣряемъ вашимъ молит¬
вамъ, что, быть можетъ, увидимъ ваши желанныя и честныя лица,
а быть можетъ, и будемъ обитать съ вами все время, если такъ
будетъ угодно Богу. Но если приключится иное что, противное на¬
шей волѣ, достоитъ и за сіе благодарить Бога. Ибо и “не у до кро-
ве стахомъ, противъ грѣха подвизающеся” 63). Большое же утѣ¬
шеніе мы обрѣли отъ находившихся здѣсь братій вашихъ, чест¬
нѣйшаго екклисіарха и великаго эконома и прочихъ, которыхъ мы
видѣли какъ одушевленные образы вашей любви и благочестія,
ибо они оказывали намъ гостепріимство и успокаивали и подкрѣ¬
пляли. Да дастъ имъ Господь достойныя награды за ихъ трудъ
и любовь! II. “Молю же вы, именемъ Господа нашего Іисуса Христа, да
тожде глаголете вси, и да не будутъ въ васъ распри” 64) — для
того, чтобы истинную и преданную Отцами Вѣру нашу сохранить
какъ добрый залогъ, ничего не прибавляя и ничего не убавляя;
ибо доселѣ мы имѣли Вѣру ни въ чемъ не имущую недостатка, и
не нуждаемся въ Соборѣ или Актѣ Уніи для того, чтобы научить¬
ся чему-нибудь болѣе новому, мы, — которые являемся сынами
и учениками Вселенскихъ Соборовъ и на нихъ и послѣ нихъ про¬
сіявшихъ Отцевъ. Это — хвала наша, Вѣра наша, доброе наслѣ¬
діе Отцевъ нашихъ. Съ нею мы надѣемся Богу предстать и воспрі¬
ять отпущеніе согрѣшеній; а безъ нея не знаю, какая праведность
освободитъ насъ отъ вѣчнаго мученія. Покушающійся же, чтобы
мы отбросили ее и ввели иную, болѣе новую вѣру, хотя бы онъ
былъ и Ангелъ съ небесъ65), да будетъ анаѳема, и да исчезнетъ
всякая память о немъ передъ Богомъ и предъ людьми. Пусть ни¬
кто не властвуетъ въ вѣрѣ нашей — ни царь, ни архіерей, ни лже-
Соборъ, ни иной кто, но только — единый Богъ, Который и Самъ
и чрезъ Своихъ Учениковъ передалъ намъ ее. “Молю вы”, гово¬
ритъ божественный Апостолъ, “блюдитеся отъ творящихъ распри
и раздоры, кромѣ ученія, емуже вы научистеся, и уклонитеся отъ
нихъ. Таковіи бо Господеви нашему Іисусу Христу не работаютъ,
но своему чреву: иже благими словесы и благословеніемъ прель¬
щаютъ сердца незлобивыхъ66). Твердое убо основаніе Божіе сто¬
итъ, имущее печать сію”67). III. Итакъ, братіе, бѣгите отъ латинскихъ новшествъ и вноси-