Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
351 ный, или, дѣйствительно, новоизбранный патріархъ проявилъ му¬
жество, которое быстро было подавлено, — св. Маркъ немедлен¬
но пишетъ ему письмо, въ которомъ выражаетъ свою поддержку
его исповѣдничеству, но не трудно видѣть, что тутъ же заклю¬
чается и элементъ увѣщанія къ исповѣдничеству. Во всякомъ случаѣ, это должно было произойти до промуль¬
гаціи Уніи патріархомъ Митрофаномъ (іюнь-іюль 1440 г.) или
до того, какъ вѣсть о семъ событіи достигла до св. Марка. Вѣ¬
роятно, мѣсто написанія сего посланія — Вфесъ. Сохранилось это посланіе только въ одной рукописи: Ѵіп-
dobonensis theol. gr. 203 fol. 34-6, которую S. Lampros издалъ въ
“ΤΙαλαιολόγεια χαϊ Πελοηοννηοιαχά” (Аѳины 1912). Mgr. L. Petit
помѣстилъ текстъ сего посланія, согласно помянутой рукописи,
въ 17-мъ томѣ “Patrologia Orientalis”, стр. 475-6, съ изданія ко¬
тораго и дѣлается настоящій переводъ на русскій языкъ. МАРКЪ — ВСЕЛЕНСКОМУ (ПАТРІАРХУ). Святѣйшій мой Владыко и Вселенскій Патріархъ, желаю о
Бозѣ здравствовать твоей великой святынѣ въ радостномъ тѣлес¬
номъ и видимомъ здравіи въ Господѣ всегда; и самъ я, по милости
Божіей, достаточно здравствую. О томъ, что случилось у васъ, мы услышали, и не мало опе¬
чалились; тѣмъ не менѣе, мы благодаримъ и весьма славимъ че¬
ловѣколюбиваго Бога, укрѣпившаго тебя въ настоящемъ исповѣд-
ничествѣ, и еще и еще молимся, дабы Онъ явилъ тебя еще болѣе
крѣпкимъ въ ежедневныхъ искушеніяхъ и непоколебимымъ, да¬
бы мы всѣ, ревнители Православной Вѣры, имѣли тебя якоремъ
и убѣжищемъ и прибѣжищемъ. И, если бѣдствіе пройдетъ, —
ты будешь блаженнѣйшимъ во всемъ и достойнымъ похвалы; если
же допуститъ Богъ по судамъ извѣстнымъ Ему, что зло усилит¬
ся, то ты будешь еще болѣе доблестнымъ и мудрымъ по причинѣ
страданія; какъ раскаленное желѣзо, водою охлажденное, такъ
(и ты) ежедневными бѣдствіями закаленный. Ибо ничто до такой
степени не побѣждаетъ гонителя, какъ ревность страждущаго.
Да не явимся болѣе робкими, чѣмъ тѣ знаменитые Седмь Отро¬
ковъ, я говорю о Маккавеяхъ, которые, когда вопросъ шелъ толь¬
ко о свиномъ мясѣ, перенесши всевозможныя страданія, воспрія¬
ли вѣнецъ подвига; но скажемъ и мы съ ними: “Что это? — Если
не умремъ теперь: то развѣ вообще не умремъ? Развѣ не возда¬
димъ должнаго природѣ? Лучше обратимъ въ даръ, что надобно
уступить по необходимости: перехитримъ смерть; всѣмъ общее