Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
36 или не пожелаетъ признать постановленій сего Собора, то будетъ
подлежать отлученію отъ Церкви18). Послѣ сего была прочитана
на латинскомъ и греческомъ языкѣ булла папы Евгенія IV, въ
которой онъ возвѣщаетъ міру о прибытіи грековъ и торжествѣ
открытія переговоровъ объ Уніи въ Феррарѣ. Какъ сообщаютъ
намъ дѣянія Собора (выдержки изъ Дѣяній, лучше сказать), от¬
крытіе происходило при торжественной обстановкѣ и все духо¬
венство было въ облаченіяхъ. Папа торжественно возгласилъ:
“Benedictus” , послѣ чего были пропѣты священные гимны. Послѣ открытія Собора наступилъ періодъ бездѣйствія. Папа настойчиво предлагалъ, чтобы была образована комис¬
сія, составленная изъ представителей обѣихъ Церквей, которой
было бы поручено выяснить пункты расхожденія между двумя Цер¬
квами, изслѣдовать ихъ и намѣтить пути къ заключенію Уніи.
Послѣ извѣстнаго отлагательства' такая комиссія была выбрана.
Со стороны грековъ въ этой комиссіи участвовали: Маркъ, митро¬
политъ Ефесскій, Виссаріонъ, митрополитъ Никейскій, затѣмъ
еще три епископа, великій хартофилаксъ Вальеамонъ, великій
екклисіархъ храма св. Софіи Сиропулъ (историкъ Флорентійска¬
го Собора), двое игуменовъ и одинъ іеромонахъ. Къ этому числу
Императоръ еще прибавилъ свѣтскаго вельможу М. Ягариса. Изъ
числа этихъ представителей только двое были уполномочены пу¬
блично выступать въ дискуссіяхъ съ латинянами: св. Маркъ Ефес¬
скій и Виссаріонъ Никейскій. Изъ этихъ двухъ важнѣйшихъ пред¬
ставителей, славящихся своей ученостью, какъ видно, св. Маркъ
Ефесскій занималъ первенствующее положеніе. Это можно заклю¬
чить изъ того, что онъ всегда выступаетъ первый, и первый при¬
нимаетъ на себя вопросы для диспута. Впрочемъ, это можно за¬
ключить и изъ словъ самого св. Марка и Великаго Ритора Ману-
или. Такъ, св. Маркъ говоритъ: “Будучи подвигнутъ быть во гла¬
вѣ диспута, я...”19). Великій Риторъ Мануилъ говоритъ: “Царь
вмѣстѣ съ нѣкоторыми близкими себѣ и избранными взялъ съ со¬
бой (въ Италію) и помянутаго блаженнаго Марка, котораго уже
тамъ, когда состоялся Соборъ, прилично поставилъ своимъ экзар¬
хомъ: потому что, такъ какъ съ той и другой стороны были избра¬
ны шесть совопросниковъ, онъ назначенъ былъ экзархомъ на¬
шихъ”2®). Кромѣ того въ Дѣяніяхъ Собора, гдѣ говорится о ко¬
миссіи, составленной изъ грековъ для веденія богословскихъ раз¬
сужденій съ латинянами, читаемъ: “Первый — тотъ мудрѣйшій
Киръ Маркъ Евгеникъ и Митрополитъ Ефесскій”21). А въ своей
рѣчи въ началѣ дѣятельности Собора въ Феррарѣ, Виссаріонъ