Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
344 метомъ шутки и злой ироніи для многихъ; посему Георгій Схо-
ларій жалуется на наивность Номофилакса (т. е. Іоанна Евгени¬
ка, брата св. Марка Ефесскаго), который, принявши отъ Марка
посланіе для передачи ему, не счелъ нужнымъ сдѣлать это над¬
лежащимъ и тактичнымъ образомъ. Далѣе Георгій Схоларій пи¬
шетъ, что не смотря на все это, письмо св. Марка принесло ему
большую радость. Онъ говоритъ, что ему извѣстны рвеніе о
вѣрѣ и ученость Святителя, передъ которыми онъ преклоняет¬
ся; единственное, что онъ ставитъ въ упрекъ ему, это то, что онъ
принялъ на вѣру тѣ клеветы, которыя распространяли про Ге¬
оргія Схоларія его недоброжелатели, хотя, какъ онъ говоритъ,
Святитель видѣлъ много проявленнаго Схоларіемъ такого, что онъ
могъ бы противоставить враждебнымъ для него слухамъ. Затѣмъ, Георгій Схоларій говоритъ о томъ, что онъ никогда
не отступалъ отъ Истины и надѣется, что и въ будущемъ не от¬
ступитъ, и Господь сохранитъ его отъ заблужденія. “Если же
нѣкоторые и теперь и ранѣе, дѣлая неправильный выводъ изъ
нашихъ словъ, становятся пристрастными толкователями и су¬
дьями, по невѣжеству ли, или по зависти, — я прощаю обиду,
хотя и весьма скорблю, и молю Подателя излить всѣ блага и вѣ¬
дѣніе и добродѣтель въ души братьевъ”. Далѣе онъ пишетъ, что
при создавшемся положеніи единственнымъ врачевствомъ будетъ
совершенно устраниться ему отъ публичной жизни и философ¬
скихъ преній, которыя ни къ чему не приводятъ, согласно из¬
реченію, находящемуся у Аристофана: “Не убѣдишь, хотя бы и,
дѣйствительно, убѣдилъ”. Попутно онъ говоритъ, что св. Маркъ
напрасно подозрѣваетъ его въ жаждѣ къ богатству и славѣ, ко¬
торой у него нѣтъ, и говоритъ о своихъ планахъ на будущее и
о цѣли своего изученія философіи; цѣль эта — не исканіе сла¬
вы, а желаніе — помочь, посовѣтовать и наставить обращающих¬
ся къ нему, а окончательное желаніе — оставить міръ, оставивъ
кесарю кесарево и мертвымъ погребать своихъ мертвецовъ. Да¬
лѣе онъ высказываетъ свои взгляды на свое положеніе и отно¬
шеніе свое къ уніатамъ, говоря о томъ компромиссѣ, который
онъ считалъ оправданнымъ. “Я буду идти путемъ мира со всѣ¬
ми, и этотъ путь приведетъ меня къ тому, что я ни съ кѣмъ не
буду имѣть треній, что одобритъ и Богъ, Который усвоилъ Се¬
бѣ наименованіе “Мира”. Далѣе, оправдываясь въ своемъ мол¬
чаніи, т. е. въ томъ, что онъ не ведетъ открыто борьбу за Право¬
славіе, какъ это дѣлалъ св. Маркъ, онъ пишетъ: “Если бы, дѣй¬
ствительно, были когда борьба и позорище и было бы опасно