Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
343 нейтральность — это уже было предательствомъ Православія.
Осознаетъ Георгій Схоларій и другія свои ошибки, именно — свою
дѣятельность на Флорентійскомъ Соборѣ, и публично осудитъ се¬
бя въ надгробномъ словѣ св. Марку. Но въ этомъ отвѣтномъ посла¬
ніи его Святителю мы этого еще не находимъ, ибо въ то время въ
немъ былъ еще слишкомъ силенъ духъ дипломата, царедворца,
секретаря Василевса, хотя послѣднія слова его посланія дышатъ
той мужественной твердостью, которую онъ явитъ позднѣе, когда
Георгій Схоларій станетъ монахомъ (а потомъ и Патріархомъ
Константинопольскимъ) Геннадіемъ. Посланіе это сохранилось только въ нѣсколькихъ рукописяхъ:
Pari sinus 2135, fol. 99-105. Iberorum monasterii 388, fol. 1. Lauren¬
ti anus 13, plut. 74, fol 289-292. Mgr. Lotiis Petit опубликовалъ его въ 17-мъ томѣ “Патрологіа
Оріенталисъ”,стр. 464-70, согласно рукописи Laurentianus 13,
рЫ. 74, 13, fol. 289-292. Мы считаемъ, что полностью приводить весь текстъ письма
Георгія Схоларія не представляетъ смысла. Оно, быть можетъ, ин¬
тересно для біографа Георгія Схоларія, но для нашей работы ни¬
чего существеннаго не дастъ и лежитъ внѣ сферы нашей непосред¬
ственной задачи. Поэтому мы приведемъ его частично въ изложе¬
ніи, частично же въ непосредственныхъ выдержкахъ, тамъ гдѣ
это — болѣе существенно. Отвѣтное посланіе Георгія Схоларія св. Марку Ефесскому но¬
сить слѣдующее наименованіе въ рукописи: “Ефесскому Киръ
Марку Евгенику (отвѣтъ) на то посланіе, которое тотъ ему по¬
слалъ изъ Ефеса, когда тайно бѣжалъ изъ Константинополя въ
Ефесъ, опасаясь вражды къ себѣ царствующихъ за то, что не
раздѣлялъ и не одобрялъ опредѣленій и постановленій, вынесен¬
ныхъ на Флорентійскомъ Соборѣ относительно исхожденія Свя¬
таго Духа”. Свое посланіе св. Марку Ефесскому Георгій Схоларій адре¬
суетъ такъ: “Всесвященнѣйшему Митрополиту Ефеса и пречест¬
нѣйшему Экзарху всей Асіи, и мнѣ о Господѣ божественнѣй¬
шему, святѣйшему Отцу и Владыкѣ, самому лучшему и мудрѣй¬
шему изъ людей”. Во-первыхъ, Георгій Схоларій пишетъ, что посланіе Святи¬
теля пришло къ нему съ большимъ запозданіемъ, пройдя чрезъ
руки многихъ лицъ, враждебно относящихся и къ нему самому и
къ св. Марку. Рвеніе о вѣрѣ, которое имѣетъ Святитель, и по¬
хвалы, которыя заключались въ письмѣ по его адресу, стали пред¬