Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
342 было сказано! — Всецѣло измѣни свое расположеніе ради Госпо¬
да; оставь мертвымъ погребать своихъ мертвецевъ; оставь кесаре¬
во кесарю; воздай Богу сотворенную и украшенную Имъ душу;
подумай, какихъ великихъ вещей ты являешься должникомъ Ему:
воздаждь долги. О, молю, любимѣйшій и мудрѣйшій, дай мнѣ
возрадоваться о тебѣ; дай мнѣ вознести славу Богу, Который да
сохранитъ тебя свыше отъ всякаго печальнаго обстоянія! f Смиренный Митрополитъ Ефесскій и всей Асіи Маркъ. <5) Отвѣтъ Георгія Схоларія на посланіе св. Марка Ефес-
скаго. Получивъ посланіе св. Марка, Георгій Схоларій былъ глубо¬
ко огорченъ. Онъ спѣшитъ въ отвѣтномъ письмѣ завѣрить св. Мар¬
ка, что онъ не является сторонникомъ Уніи, но, въ то же время,
онъ не считаетъ нужнымъ въ настоящій моментъ выступать про¬
тивъ Уніи и полагаетъ, что самое правильное въ настоящемъ по¬
ложеніи это — хранить молчаніе. Если же настанетъ время для
подвига, тогда-то онъ будетъ готовъ выступить въ защиту Право¬
славія, а теперь, поскольку никакого гоненія на Православіе нѣтъ,
это совершенно не нужно и только лишь осложнитъ положеніе. Такимъ образомъ, Георгій Схоларій, не сознавая этого, шелъ
по пути внутренняго компромисса и сдѣлки со своей совѣстью.
Тотъ офиціальный и внѣшній компромиссъ, который онъ, по сво¬
ему положенію, являлъ на Соборѣ во Флоренціи, постепенно пе¬
решелъ во внутреній компромиссъ, становясь его міровоззрѣніемъ,
и главное — онъ не сознавалъ уже пагубности сего пути. — Нѣтъ
теперь нужды выступать и проявлять себя; онъ и не сторонникъ
Уніи и не отступникъ отъ Православія; онъ и не выступаетъ за
Упію и не порицаетъ, но — “хранитъ молчаніе” и находится въ
сторонѣ, соблюдая нейтральность. Если же придетъ время, когда
Православіе будетъ явно гонимо, тогда-то онъ выступитъ за Вѣ¬
ру. Быть можетъ, къ этому примѣшивалось и то чувство, что борь¬
ба съ Уніей, съ мѣрами Императора, съ политикой Византіи, явит¬
ся нелойяльностыо и государственнымъ преступленіемъ, которое
онъ не желалъ совершать. Оправдываетъ Георгій Схоларій и прин¬
ципъ изыскиванія компромисса (середины) и въ этомъ не согла¬
сенъ со св. Маркомъ. — Впослѣдствіи, у смертнаго одра св. Мар¬
ка, Георгій Схоларій объявитъ, что онъ былъ не правъ: ибо тре¬
бовалась борьба за Православіе, горѣніе, жертвованіе всѣмъ, от¬
дача всего себя дѣлу Православія, а молчаніе, дипломатическая