Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
35 въ Феррару. Затѣмъ, греки, слѣдуя древнему обычаю на Восто¬
кѣ, что Императоръ являлся предсѣдателемъ Вселенскихъ Со¬
боровъ, выразили желаніе, чтобы Императоръ Іоаннъ и въ данномъ
случаѣ явился предсѣдателемъ Собора въ Феррарѣ. Латиняне, не
возражая въ принципѣ, нашли извѣстный компромиссъ въ свою
пользу. Именно, троны и сидѣнія въ Феррарскомъ соборѣ, гдѣ
должно было состояться открытіе Собора (или лучше сказать
открытіе переговоровъ между православными и латинянами по
вопросу Уніи) были поставлены по слѣдующему плану: со сто¬
роны, гдѣ покоилось Евангеліе, помѣщались латиняне; со сторо¬
ны, гдѣ покоился Апостолъ, — греческіе представители. Престолъ
Папы стоялъ на самомъ высшемъ мѣстѣ; непосредственно подъ
нимъ стоялъ тронъ для Императора Германскаго, который пусто¬
валъ, такъ какъ въ это время онъ не былъ уже въ живыхъ. На уров¬
нѣ престола Германскаго Императора и такимъ же образомъ укра¬
шенный, стоялъ престолъ для Императора Іоанна Палеолога.
Тронъ для Патріарха Константинопольскаго, хотя и былъ укра¬
шенъ такимъ же образомъ, какъ и престолъ Папы, однако въ соот¬
вѣтствіи съ престоломъ Папы, стоялъ ниже. Затѣмъ, на болѣе
низкихъ мѣстахъ были, со стороны латинянъ, сидѣнія для карди¬
наловъ и латинскаго епископата, а со стороны грековъ — для
православныхъ епископовъ и иныхъ высокихъ церковныхъ санов¬
никовъ. Сиропулъ сообщаетъ намъ, что къ этому времени Папа
пересталъ давать грекамъ деньги на руки, взявъ на себя ихъ со¬
держаніе, что и огорчило и связывало грековъ. Соборъ по вопросу Уніи былъ торжественно открытъ въ со¬
борномъ храмѣ Феррары 9-го апрѣля 1438 г. Патріархъ Констан¬
тинопольскій по болѣзни не присутствовалъ на открытіи. Была
ли болѣзнь Патріарха дѣйствительной или же дипломатическаго
характера, какъ это утверждаетъ Сиропулъ, — трудно сказать.
Съ одной стороны, извѣстно, что Патріархъ часто болѣлъ во вре¬
мя Собора и умеръ во время Собора; съ другой же стороны, мы
знаемъ, какъ Патріархъ ревниво относился къ достоинству сво¬
его сана, и быть можетъ, въ томъ фактѣ, что его престолъ былъ
поставленъ ниже престола Папы, онъ увидѣлъ извѣстную обиду,
почему и уклонился отъ личнаго присутствія на открытіи Собора.
Однако, хотя онъ и отсутствовалъ на открытіи Собора, было про¬
читано его посланіе, въ которомъ, офиціально говоря объ откры¬
тіи Собора, затѣмъ онъ говоритъ, что если какой-либо Государь
или представитель Церкви не пожелаетъ ни придти на Соборъ,
ни послать своего исповѣданія (την ομολογίαν) или представителя,