Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
338 папу, причиняющаго достаточно непріятностей; и они не рады по¬
дражать Отцу и Учителю. 7. Итакъ, братіе, бѣгите отъ нихъ и отъ общенія съ ними;
ибо они — “лживи апостоли, дѣлатели нечестивіи, преобразую-
щеся во Апостолы Христовы. И не дивно: самъ бо сатана преобра¬
зуется во Ангела Свѣта: не веліе убо, аще и служителіе его пре¬
образуются яко служители правды, имже кончина будетъ по дѣ¬
ломъ ихъ”41). И еще въ иномъ мѣстѣ о нихъ этотъ же Апостолъ
говоритъ: “Таковіи бо Господеви нашему Іисусу не работаютъ, но
своему чреву: иже благими словесы и благословеніемъ прельща¬
ютъ сердца незлобивыхъ. Твердое убо основаніе стоитъ, имущее
печать сію”42). И въ другомъ мѣстѣ: “Блюдитеся отъ псовъ, блю-
дитеся отъ злыхъ дѣлателей, блюдитеся отъ сѣченія”43). И за¬
тѣмъ, въ иномъ мѣстѣ: “И аще мы, или Ангелъ съ небесе благо¬
вѣститъ вамъ паче, еже благовѣстихомъ вамъ, анаѳема да бу¬
детъ”44). Видите ли сказанное пророчески, что — “если и Ан¬
гелъ съ небесъ” — дабы кто не приводилъ въ свое оправданіе осо¬
бо высокое положеніе. И возлюбленный Ученикъ говоритъ такъ:
“Аще кто приходитъ къ вамъ и сего ученія не приноситъ, не прі¬
емлите его въ домъ и радоватися ему не глаголите: глаголяй бо
ему радоватися сообщается дѣломъ его злымъ”45). Итакъ, посколь¬
ку это — то, что было заповѣдано вамъ Святыми Апостолами, —
стойте, крѣпко держитесь преданій, которыя приняли, какъ пи¬
санныхъ, такъ и устныхъ, дабы не лишиться вамъ своей крѣпости,
если станете отведенными заблужденіемъ беззаконныхъ. Богъ же
— все могущій, да сотворитъ и ихъ познать свое заблужденіе, и
насъ, освободивъ отъ нихъ, какъ отъ злыхъ плевеловъ, да соберетъ
въ Свои житницы, какъ чистую и годную пшеницу, во Христѣ Іи¬
сусѣ Господѣ нашемъ, Которому подобаетъ всякая слава, честь и
поклоненіе со Безначальнымъ Его Отцемъ и Всесвятымъ и Бла¬
гимъ и Животворящимъ Его Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣ¬
ковъ. Аминь”. 2. Посланіе св. Марка Ефесскаго къ Георгію Схоларію и от¬
вѣтъ послѣдняго св. Марку. а) Посланіе св. Марка Ефесскаго къ Георгію Схоларію, ко¬
гда обнаружилось, что тотъ считаетъ, что возможно сдѣлать нѣ¬
кое соглашеніе съ латинянами. Изъ отдѣльныхъ посланій св. Марка, несомнѣнно, это посла¬
ніе является наиболѣе интереснымъ. Написано оно было изъ Ефе-