Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
336 согласіе у нихъ на зло) — то ли Каіафино соборище, на которомъ
осуждается Христосъ, — или какъ иначе назвать сей соборъ, все
извратившій и приведшій въ замѣшательство. Онъ разрушилъ
древнее и благочестивое исповѣданіе Троицы, подкопавъ и какъ
бы стѣнобитными орудіями потрясши Единосущіе, а вмѣстѣ от¬
верзъ дверь нечестію чрезъ середину написаннаго и говореннаго
— “Мудри быша еже творити злая, благо же творити не познаша
(Іер. 4, 22 )”30). Этого намъ достаточно о серединѣ, ибо онъ въ
достаточной мѣрѣ показалъ, что серединѣ совершенно нѣтъ мѣ¬
ста, и что искать нѣчто подобное нечестиво и чуждо Церкви. 6 Но какъ намъ относиться, скажетъ кто, къ тѣмъ умѣрен¬
нымъ греко-латинянамъ, которые, держась середины, нѣчто изъ ла¬
тинскихъ обрядовъ и догматовъ открыто одобряютъ, иное же, хотя
и одобряютъ, но сами не приняли бы, а иное — вовсе не одобря¬
ютъ? — Надо бѣжать отъ нихъ, какъ бѣгутъ отъ змѣи, какъ отъ
тѣхъ самыхъ (т. е. латинянъ), или, быть можетъ, и гораздо худ¬
шихъ, чѣмъ они, — какъ отъ христопродавцевъ и христокупцевъ.
Ибо они, какъ говоритъ Апостолъ, “непщующіе пріобрѣтеніе бьі-
ти благочестіе”31), о которыхъ онъ присовокупляетъ, говоря: “От¬
ступай отъ таковыхъ”32); ибо они перебѣгаютъ къ тѣмъ (т. е. къ
латинянамъ) не для того, чтобы научиться (чему-нибудь отъ
нихъ), но — чтобы получить. “Кое общеніе свѣту ко тьмѣ? Кое
же согласіе Христови съ веліаромъ? или кая часть вѣрну съ не¬
вѣрнымъ?”33) Мы, вотъ, вмѣстѣ съ Дамаскиномъ и всѣми Отца¬
ми, не говоримъ, что Духъ происходитъ отъ Сына34); а они —
вмѣстѣ съ латинянами говорятъ, что Духъ происходитъ отъ Сы¬
на. И мы, вотъ, вмѣстѣ съ божественнымъ Діонисіемъ говоримъ,
что Отецъ — единый Источникъ преестественнаго Божества35);
а они вмѣстѣ съ латинянами говорятъ, что и Сынъ — Источникъ
Святаго Духа, очевидно, что этимъ исключая Духа изъ Божества.
И мы, вотъ, вмѣстѣ съ Григоріемъ Богословомъ, различаемъ Отца
отъ Сына понятіемъ свойства быть Виновникомъ36); а они вмѣстѣ
съ латинянами, соединяютъ Ихъ въ одно понятіемъ свойства быть
Виновникомъ. И мы, вотъ, вмѣстѣ съ преподобнымъ Максимомъ
и римлянами того времени и Западными Отцами, “не дѣлаемъ
Сына Виною Духа”37); а они, въ Соборномъ Опредѣленіи (Актѣ
Уніи)* возвѣщаютъ Сына — “по-гречески ■— Виною, по-латински
же — Началомъ” — Духа. И мы, вотъ, вмѣстѣ съ философомъ и
мученикомъ Іустиномъ утверждаемъ — “Какъ Сынъ — отъ Отца, *) Здѣсь непереводимая игра словъ. См. примѣчаніе 38.