Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
335 5. “Но если бы мы измыслили”, говорятъ они, “нѣкую сере¬
дину (компромиссъ) между догматами, то благодаря сему и съ
ними (латинянами) соединились бы и наше дѣло прекрасно сдѣ,
лали бы, отнюдь не принуждаемые говорить нѣчто помимо того,
что соотвѣтствуетъ обычаю и передано (Отцами)”. — Это-то какъ
разъ то, что многихъ издавна обмануло и убѣдило слѣдовать за
тѣми, которые отвели ихъ къ крутому наклону нечестія; ибо по¬
вѣривъ, что есть нѣкая середина между двумя ученіями, которая
можетъ примирить извѣстныя противорѣчія, они подверглись
опасности. Но хотя, быть можетъ, и возможно найти извѣстное сре¬
днее сужденіе между двумя мнѣніями, которое бы въ равной мѣ¬
рѣ выражало и то и другое; однако для противоположныхъ мнѣ¬
ній объ одномъ и томъ же предметѣ — невозможно найти сред¬
нее сужденіе. Если же это не такъ, то есть нѣкая середина между
правдой и кривдой, утвержденіемъ и отрицаніемъ. Но это, конеч¬
но, не такъ: ибо въ данномъ случаѣ можетъ быть только или под¬
твержденіе или отрицаніе. Итакъ, если истиненъ латинскій дог¬
матъ, что Духъ Святый исходитъ и отъ Сына, то тогда ложенъ
нашъ, говорящій, что Духъ Святый исходитъ только отъ Отца
(а вѣдь это-то и было причиной того, что мы отдѣлились отъ.
нихъ); если же истиненъ — нашъ, то, несомнѣнно, тогда ложенъ
>— ихъ. Какая же можетъ быть середина между тѣмъ и другимъ
сужденіемъ?! — Никакой не можетъ, быть, развѣ лишь какое-ни¬
будь сужденіе, подходящее и къ тому и къ другому, какъ сапогъ
(6 κόΰορνος), годный и на ту и на другую ногу. Итакъ, оно ли объ¬
единитъ насъ? И что намъ останется дѣлать, когда будемъ другъ
друга подвергать строгому изслѣдованію ради сравненія мышле¬
ній и сужденій (каждой изъ сторонъ) ? Или же, быть можетъ, и
тѣхъ и другихъ, противоположно другъ другу мыслящихъ, вмѣ¬
стѣ назвать намъ православными? Мнѣ, конечно, это не предста¬
вляется такъ, это — дѣло твоего ума, который смѣшиваешь и
легко все переименовываешь. Желаешь ли научиться отъ Григо¬
рія Богослова, что онъ самъ пишетъ о серединѣ: — “Образъ, ви¬
димый на всѣ стороны для всѣхъ мимо проходящихъ, сапогъ на
обѣ ноги, вѣяніе при всякомъ вѣтрѣ (Сир. 5, 11), основывающій
свои права на новописанномъ злоухищреніи и на клеветѣ противъ
истины — ибо слова “подобенъ, по Писаніямъ”, — по внѣшности
православныя, служили приманкой, покрывающей уду нече¬
стія”29). Итакъ, это тогда (писалъ онъ) объ измышленіи “середи¬
ны” (компромисса). О самомъ же соборѣ, измыслившемъ ее, еще.
такъ онъ говоритъ: “То ли Халанскій столбъ, благовременно раз¬
дѣлившій языки (о, если бы раздѣлилъ и ихъ языки; потому что