Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
334 го Собора говоритъ: “Присоединяющихся къ Православію, и къ
части спасаемыхъ изъ еретиковъ пріемлемъ по слѣдующему чи¬
ноположенію и обычаю. Аріанъ, македоніанъ, савватіанъ, новаці-
анъ, именующихъ себя чистыми и лучшими, четыредесятодневни-
ковъ, или тетрадитовъ, и аполлинаристовъ, когда они даютъ ру¬
кописанія и проклинаютъ всякую ересь, не мудрствующую, какъ
мудрствуетъ святая Божія Каѳолическая и Апостольская Цер-
ковъ, пріемлемъ, запечатлѣвая, то есть помазуя святымъ мѵромъ
во-первыхъ чело, потомъ очи, и ноздри, и уста, и уши, и запеча¬
тлѣвая ихъ, глаголемъ: печать дара Духа Святаго”. Видишь ли,
къ кому причисляемъ мы тѣхъ, которые приходятъ отъ латинянъ?
Если же всѣ тѣ (помянутые въ канонѣ) являются еретиками, то
ясно, что и — эти (т. е. латиняне). Что же и мудрѣйшій Патрі¬
архъ Антіохійскій Ѳеодоръ Вальсамонъ въ отвѣтахъ Марку, Свя¬
тѣйшему Патріарху Александрійскому, пишетъ о семъ? —
“Плѣнные латиняне и иные, приходя въ Каѳолическія наши цер¬
кви, просятъ причастія Божественныхъ Святынь. Мы желаемъ
знать: допустимо ли это? — (Отвѣтъ:) “Иже нѣсть со Мною, на
Мя есть: и иже не собираетъ со Мною, расточаетъ”27). Поскольку
много лѣтъ тому назадъ знаменитый удѣлъ Западной Церкви,
именно — Римскій, былъ отдѣленъ отъ общенія съ прочими че¬
тырьмя Святѣйшими Патріархами, отступивъ въ обычаи и догма¬
ты чуждые Каѳолической Церкви и православнымъ (по этой-то
причинѣ Папа не былъ удостоенъ общаго возношенія именъ Па¬
тріарховъ въ Божественныхъ священнодѣйствіяхъ), то не должно
латинскій родъ освящать чрезъ Божественные и пречистые Дары
(подаемые) изъ руки священнической, если сначала онъ (лати¬
нянинъ) не положитъ отступить отъ латинскихъ догматовъ и обы¬
чаевъ, и будетъ оглашенъ и причисленъ къ православнымъ”28).
Слышалъ ли, что они уклонились не только въ обычаи, но и въ
догматы, чуждые православнымъ (а то, что чуждо православ¬
нымъ, конечно, — еретическое ученіе), и что, по канонамъ, они
должны быть оглашены и присоединены къ Православію? Если
же надлежитъ огласить, то, ясно, что — и мѵромъ помазать. От¬
куда же они внезапно представились намъ православными, тѣ,
которые въ теченіе столькаго времени и по сужденію таковыхъ ве¬
ликихъ Отцевъ и Учителей считались еретиками? Кто ихъ такъ
легко “сдѣлалъ” православными? — Золото, если пожелаешь
признать правду, и твоя жажда наживы; лучше же сказать — не
ихъ сдѣлала православными, а тебя сдѣлала подобнымъ имъ и
отвела въ удѣлъ еретиковъ.