Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
332 вленіе въ Сѵмволѣ было сдѣлано законно и благословенно, а вмѣ¬
стѣ съ нами — не допускаютъ, чтобы оно произносилось (въ Сѵм¬
волѣ) (между тѣмъ, кто бы сталъ уклоняться отъ того, что — за¬
конно и благословенно?!); и вмѣстѣ съ ними говорятъ, что без-
квасный хлѣбъ — Тѣло Христово, а вмѣстѣ съ нами — не дерза¬
ютъ его принимать. Развѣ не достаточно — сего, чтобы явить ихъ
духъ, и что не въ поискахъ Истины, которую, имѣя въ рукахъ, они
предали, они сошлись съ латинянами, но изъ желанія обогатить¬
ся и заключить не истинную, но ложную Унію. 2. Но надлежитъ разсмотрѣть, какимъ образомъ они объеди¬
нились съ ними: ибо все то, что объединяется съ чѣмъ-то инымъ,
конечно, объединяется посредствомъ чего-то средняго между ни¬
ми. Итакъ, они задумали объединиться съ ними посредствомъ су¬
жденія относительно Святаго Духа, вмѣстѣ съ ними выражая мнѣ¬
ніе, что Онъ и отъ Сына имѣетъ бытіе; но все остальное у нихъ —
различно, и ничего у нихъ нѣтъ ни средняго ни общаго, и по пре¬
жнему произносятся два различныхъ другъ отъ друга Сѵмвола,
какъ это и было до того; совершаются также различныя и несо¬
гласующіяся другь съ другомъ Литургіи: одна чрезъ квасный
хлѣбъ, другая — чрезъ безквасный хлѣбъ; различны — и кре¬
щенія: одно совершается чрезъ троекратное погруженіе, другое — чрезъ поливаніе сверху на голову, и одно — нуждается въ
мѵрѣ, другое — совершенно не имѣетъ въ немъ нужды; и всѣ
обряды во всемъ — различны и не согласуются другъ съ дру¬
гомъ, то же — и посты и церковныя послѣдованія и иное что по¬
добное. Какое же это единство, когда нѣтъ очевиднаго и яснаго
знака его?! И какимъ образомъ они объединились съ ними — же¬
лая и свое сохранить ( ибо въ этомъ-то они были единодушны) и
въ то же время не послѣдуя преданіямъ Отцевъ? 3. Но каково “мудрое” сужденіе ихъ? — “Никогда” — го¬
ворятъ они, — “Греческая Церковь не говорила, что Духъ Свя¬
тый исходитъ только отъ Отца, но говорила просто
— отъ Отца исходитъ, такъ что она не исключаетъ участіе Сына
въ исхожденіи Святаго Духа. Поэтому (говорятъ они) и раньше
и теперь — мы представляемъ единство. Увы, какое безуміе! Увы,
какое ослѣпленіе! Если Греческая Церковь, пріявъ отъ Самого
Христа и священныхъ Апостоловъ и отъ свв. Отцевъ на Соборахъ,
говорила, что Духъ исходитъ отъ Отца, но никогда не говорила
(ибо ни отъ кого сего не пріяла), что Духъ Святый исходитъ отъ
Сына, то что иное это уже означаетъ, какъ не то, что она утвер¬
ждала, что Духъ Святый исходитъ только отъ Отца. Ибо если не