Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
34 между тѣмъ, какъ венеціанскія власти старались задержать гре¬
ковъ въ Венеціи, предлагая, чтобы въ этомъ же городѣ и Соборъ
состоялся. Только вторичная крупная сумма денегъ, посланная
Папой, рѣшила вопросъ въ томъ смыслѣ, что греки рѣшили вести
переговоры съ Папой и отправиться въ Феррару. Hefele ’7) оспа¬
риваетъ истинность утвержденія Сиропула и при этомъ ссыла¬
ется на рапорты Таргвини, встрѣчавшаго грековъ въ Венеціи, ко¬
торый сообщаетъ папѣ Евгенію о томъ, что греки весьма распо¬
ложены къ Папѣ и что самъ Императоръ Іоаннъ Палеологъ 25-го
февраля направилъ письмо Отцамъ Базельскаго Собора, пригла¬
шая ихъ самихъ прибыть въ Феррару на Соборъ для заключенія
Уніи. 28-го февраля греки отбыли изъ Венеціи и 4-го марта при¬
были въ Феррару. Императоръ немедленно отправился сдѣлать
визитъ папѣ Евгенію ІУ, и былъ принятъ Папой и его окружені¬
емъ не только съ торжественностью, но и весьма дружественно и
радушно. Патріархъ Константинопольскій Іосифъ прибылъ въ Фер¬
рару только 7-го марта. Онъ безпокоился о томъ, чтобы не уро¬
нить достоинства ни своего, ни своего клира; такъ, въ отношеніи
Папы онъ говорилъ: — "Если Папа старше меня возрастомъ, я
его почту какъ отца; если равнаго возраста со мной, я буду съ нимъ
обращаться какъ братъ съ братомъ; если же онъ моложе меня, я
его сочту за сына”. Будучи извѣщенъ, что греческіе клирики не
знаютъ, какимъ образомъ должно происходить ихъ взаимное при¬
вѣтствіе съ Папой, Папа извѣстилъ ихъ, что это оставляется на
ихъ усмотрѣніе. Взаимное привѣтствіе между греческимъ духо¬
венствомъ и Папой состояло въ томъ, что Папа обмѣнялся цѣло¬
ваніемъ съ Патріархомъ, въ то время, какъ другіе греческіе епи¬
скопы, обмѣнявшись лобзаніемъ съ Папой, послѣ сего поцѣло¬
вали его руку. Послѣ того, какъ пріемъ греческихъ представите¬
лей былъ запротоколированъ, греки были размѣщены въ отведен¬
ныхъ для нихъ помѣщеніяхъ. Пала разрѣшилъ имъ совершать бо-
служенія согласно обычаю Православной Церкви, а спустя 4 дня
выразилъ Императору желаніе, чтобы переговоры объ Уніи на¬
чались немедленно. Но греки выразили желаніе, чтобы на Соборъ
были приглашены не только епископы, но и западные государи.
Ибо войти съ послѣдними въ соглашеніе и заключить съ ними во¬
енный союзъ и было основной цѣлью пріѣзда Императора въ Ита¬
лію, какъ объ этомъ мы говорили выше. Несмотря на доводы Папы,
что это невозможно изъ-за личной вражды и нестроеній, которыя
были въ то время между Западными Государями, однако, кончи¬
лось тѣмъ что онъ написалъ имъ приглашенія прибыть на Соборъ