Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
330 1440 г., въ то время какъ св. Маркъ былъ уже въ Ефесѣ. Промуль¬
гація или торжественное опубликованіе Уніи въ Константинопо¬
лѣ, несомнѣнно, вызвало необходимость противостать ей немедлен¬
но, именно — въ отвѣтъ на Окружное Посланіе новаго Патріарха,
возвѣщающее о заключеніи Уніи съ Римомъ, — направить свое
Окружное Посланіе, въ которомъ явить истинное лицо Уніи и
предостеречь вѣрныхъ противъ ухищреній уніатовъ. Мы знаемъ,
что св. Маркъ не терялъ времени, когда надо было постоять за Пра¬
вославную Вѣру, о чемъ свидѣтельствуютъ многіе его трактаты,
которые мы приводили выше, и которые возникали сразу же, ко¬
гда была нужда. Наконецъ, гнѣвъ Императора на Марка Ефесска-
го и распоряженіе властямъ арестовать его и двухлѣтнее заточе¬
ніе (или ссылку) на Лимносѣ можно объяснить именно недоволь¬
ствомъ Императора за его активную и опасную для дѣла Уніи
борьбу противъ постановленій Флорентійскаго Собора; между
тѣмъ какъ эта борьба могла выразиться не иначе, какъ въ формѣ
распространенія посланій св. Марка, въ которыхъ Святитель при¬
зывалъ всѣхъ вѣрныхъ не принимать Уніи. До какой степени та¬
кого рода сочиненія св. Марка были опасны для дѣла Уніи, можно
видѣть изъ того, что немедленно въ отвѣтъ на Окружное Посла¬
ніе св. Марка послѣдовало “опроверженіе” (refutatio) его посла¬
нія, со стороны протосингела Григорія Маммы, о которомъ мы уже
не разъ упоминали и которому принадлежитъ также “опроверже¬
ніе” “Исповѣданія Вѣры” св. Марка Ефесскаго. И то и другое
“refutationes” напечатаны J. Hergenroether’0Mb въ 160 томѣ гре¬
ческой серіи Патрологіи Миня. Несомнѣнно, есть внутренняя
связь между “Исповѣданіемъ Вѣры”, “Изложеніемъ исторіи Фло¬
рентійскаго Собора и своего участія на немъ” и “Окружнымъ По¬
сланіемъ” св. Марка, которыя и надо относить къ одному періоду
времени, поставивъ “Исповѣданіе Вѣры”, конечно, раньше про¬
чихъ двухъ, но всѣ ихъ вмѣстѣ отнести къ періоду до заключенія
св. Марка на Лимносѣ. Кромѣ того, въ Окружномъ Посланіи находимъ мысль, вы¬
раженную почти тѣми же словами и въ сопровожденіи тѣхъ же
сравненій о недопустимости компромиссовъ въ дѣлахъ вѣры, что
и въ посланіи св. Марка къ Георгію Схоларію, которое было напи¬
сано изъ Ефеса, какъ это явствуетъ изъ заглавія посланія Геор¬
гія Схоларія къ св. Марку. Такимъ образомъ, на основаніи вышесказаннаго, мы полага¬
емъ, что Окружное Посланіе св. Марка Ефесскаго было написано
имъ въ іюлѣ 1440 г.