Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
327 время изгнанія на Лимносѣ. Онъ такъ объ этомъ пишетъ въ по¬
мянутомъ посланіи: “Большое утѣшеніе мы обрѣли отъ находив¬
шихся здѣсь братій вашихъ, честнѣйшаго екклисіарха и велика¬
го эконома и прочихъ, которыхъ мы видѣли какъ одушевленные
образы вашей любви и благочестія, ибо они оказывали намъ госте¬
пріимство и успокаивали и подкрѣпляли. Да дастъ имъ Господь
достойныя награды за ихъ трудъ и любовь!” І7). Но и терпя столько бѣдствій, Святитель пламенѣлъ борьбой
за Православіе. И личнымъ увѣщаніемъ, а еще больше чрезъ свои
посланія, которыя написаны во время его заточенія, онъ увѣщева¬
етъ православныхъ твердо держаться Православія и радуется, ви¬
дя твердость въ вѣрѣ. Объ этомъ мы читаемъ въ его письмѣ къ по¬
мянутому іеромонаху Ѳеофану: “Итакъ, пересѣкши море на Гал-
липоль и проходя мимо Лимноса, я былъ тамъ арестованъ и за¬
держанъ по приказу Императора. Но слово Божіе и сила Истины
не могутъ быть связаны, но еще сильнѣе текутъ и процвѣтаютъ,
и многіе изъ братій, ободрившись моимъ изгнаніемъ, поражаютъ
порицаніями беззаконниковъ и насильниковъ Православной Вѣры
и отеческихъ порядковъ и изгоняютъ ихъ отовсюду какъ соръ, ни
сослужить имъ не допускаютъ, ни вообще поминать, какъ христі¬
анъ” |8). Св. Маркъ зналъ, что на крови Мучениковъ строится Цер¬
ковь, и былъ готовъ отдать свою жизнь ради укрѣпленія Истины.
Въ одномъ изъ своихъ посланій онъ писалъ: “Если бы не было гоне¬
нія, ни мученики не просіяли бы, ни исповѣдники не воспріяли
бы вѣнецъ побѣды отъ Христа и своими подвигами не укрѣпили
бы и не возвеселили бы Православную Церковь” '*). Такъ онъ пи¬
салъ, а своей жизнью подписывалъ это! Какъ мы уже сказали, Святитель пробылъ въ заточеніи 2 года,
отъ августа 1440 г. до августа (или октября) 1442 г. Онъ былъ
освобожденъ по распоряженію Императора въ день памяти свв.
Седми Ефесскихъ Отроковъ, которыхъ онъ благодаритъ въ своемъ
стихотвореніи по этому случаю. Память ихъ празднуется 4-го авгу¬
ста и 22-го октября, такъ что въ соотвѣтствіи съ этимъ надо опре¬
дѣлять и дату освобожденія св. Марка изъ заточенія. Эпиграмма эта святителя Марка впервые была напечатана По-
падопулосъ-Керамевсомъ въ “ Ανέκδοτα 'Ελληνικά”, Константино-
поль 1884 г. стр. 102-3, а затѣмъ монсиньеромъ Луи Пти въ “Ке-
ѵне de lOrient chretien”, Парижъ 1923 г. стр. 414-5. Эпиграмма
эта гласитъ: “Пещера имѣла васъ собранными въ смерти, — Какъ это возможно различить на иконѣ, —