Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
325 этомъ былъ верхъ пастырской жертвенной любви, на которую ма¬
ло кто способенъ. Изъ исторіи мы знаемъ, что нѣкоторые іерар¬
хи, паства которыхъ находилась подъ турками, въ то время какъ
они сами находились въ предѣлахъ Византіи, глубоко сострадая
своей паствѣ, направляли ей рядъ окружныхъ посланій, пред¬
лагая ей примѣры, взятые изъ Св. Писанія13). Пастырская лю¬
бовь св. Марка пошла гораздо далѣе сего. Но обратимся къ имѣющимся у насъ источникамъ, прежде
чѣмъ продолжимъ жизнеописаніе св. Марка Ефесскаго. Іоаннъ
Евгеникъ въ своемъ синаксарѣ сообщаетъ намъ слѣдующее: “Нѣ¬
сколько времени пробывъ въ Константинополѣ, онъ (св. Маркъ)
отплылъ къ своей паствѣ, уклоняясь отъ молвы, чтобы своихъ
чадъ — христіанъ, находящихся среди нечестивыхъ, какъ бы
среди волковъ, покрывать, какъ добрый пастырь, полагающій
душу за овцы, и Истиннаго и Перваго Пастыря подражатель”.
Въ своемъ письмѣ, къ вышепомянутому іеромонаху Ѳеофану, св.
Маркъ пишетъ: “Знай, что сразу послѣ того, какъ мы прибыли
въ Константинополь, когда на патріаршій престолъ восшелъ одинъ
изъ подписавшихъ (Унію), латинствующихъ и причинявшій намъ
огорченія, я по нуждѣ отправился въ мою Церковь (т. е. въ
Ефесъ) ” ,4). Св. Маркъ, прибывши въ Ефесъ, всецѣло отдался трудамъ
въ своей разоренной Епархіи, обходя церкви и утверждая ихъ,
обращая заблудшихъ отъ вѣры, рукополагая священниковъ, пред¬
стательствуя передъ властями за обездоленныхъ. Всѣ эти тру¬
ды были весьма тяжки для Святителя, болѣзнь котораго значи¬
тельно ухудшилась. Іоаннъ Евгеникъ такъ намъ говоритъ объ
этомъ періодѣ жизни св. Марка въ продолженіе своего разсказа
о мотивахъ отъѣзда Святителя изъ Константинополя: “Дѣятель¬
но обходя повсюду удѣлъ великаго Іоанна Евангелиста и Богосло¬
ва, и дѣлая это длительными періодами и съ трудами и тяжестя¬
ми, будучи боленъ тѣломъ, посѣщая пострадавшіе священные
храмы, особенно же созидая храмъ митрополіи съ прилежащими
къ нему постройками, рукополагая священниковъ, помогая тер¬
пящимъ неправду — будь то по причинѣ гоненія, или искушенія
со стороны нечестивыхъ, — защищая вдовъ и сиротъ, постыждая,
запрещая, утѣшая, увѣщевая, обращая, укрѣпляя, онъ былъ, по
божественному Апостолу, для всѣхъ вся”. Далѣе синаксарь Іоанна Евгеника сообщаетъ, что поскольку
Святитель достаточно принесъ себя въ жертву дѣламъ паствы, а
его всегдашнимъ устремленіемъ было пребываніе въ вожделѣй-