Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
324 иый, обладающій краснорѣчіемъ, былъ, къ сожалѣнію, мало лояль¬
нымъ (дѣлу Уніи), и если результаты Собора не оказались та¬
кими, какъ на это разсчитывали съ той и съ другой изъ сторонъ,
это долженствуетъ во многомъ приписать его непримиримости
(intransigeance) и предразудку” "). Источники о жизни св. Марка Вфесскаго, и безъ того скуд¬
ные, даютъ весьма скудныя свѣдѣнія о его жизни послѣ возвра¬
щенія изъ Италіи. Согласно имъ, мы узнаемъ, что св. Маркъ не
долго пробылъ въ столицѣ и улсе 15-го мая, тайно отъ Императо¬
ра, покинулъ Константинополь и отправился въ Ефесъ, который
находился родъ турками. Дату отъѣзда св. Марка изъ Констан¬
тинополя сообщаетъ намъ Сиропулъ въ своей исторіи12). У св. Марка были двѣ вѣскія причины для отъѣзда изъ
Константинополя: безконечно трудная духовная атмосфера въ Кон¬
стантинополѣ, понуждавшая Святителя покинуть столицу, и —
пастырская любовь къ своей Ефесской паствѣ. Въ Константи¬
нополѣ господствовали уніаты. Императоръ оффиціально поддер¬
живалъ Унію и при его дворѣ всегда находился тотъ или иной
представитель Ватикана, слѣдящій, чтобы Унія проводилась въ
жизнь, и ставящій въ зависимость отъ этого реализацію обѣща¬
ній Папы Императору, данныхъ ему во Флоренціи. Новоизбран¬
ный патріархъ Константинопольскій Митрофанъ, бывшій до того
митрополитомъ Кизическимъ, хотя и не принадлежалъ къ числу
крайнихъ сторонниковъ Уніи, однако, и по своему положенію и по
расположенію души поддерживалъ Унію и притѣснялъ святите¬
ля Марка, о чемъ онъ говоритъ въ своемъ письмѣ къ іеромона¬
ху Ѳеофану, на Евбейскомъ островѣ. Вся церковная власть бы¬
ла въ рукахъ уніатовъ. Противники Уніи, которые несомнѣнно
были и въ столицѣ, однако, были робки и не могли и не смѣли
ничѣмъ проявить себя, а были и такіе ,которые ради выгодъ
являли себя приверженцами Уніи, или же, въ лучшемъ слу¬
чаѣ, молчали и не проявляли себя враждебно къ Уніи. Въ Кон¬
стантинополѣ св. Маркъ оказался такимъ же, если и не еще бо¬
лѣе, одинокимъ борцомъ за Православіе, какъ это было въ Ита¬
ліи; и онъ чувствовалъ, что, находясь въ Константинополѣ, онъ не
имѣетъ возможности объединить вокругъ себя ревнителей Пра¬
вославія и вести борьбу въ болѣе широкихъ размѣрахъ. Съ дру¬
гой стороны, горячая любовь къ своей паствѣ въ Ефесѣ, находив¬
шейся теперь подъ турками, обездоленной и страдающей, не иму¬
щей пастыря, толкала св. Марка покинуть политическую безо¬
пасность Константинополя и попытаться пробраться въ Ефесъ. Въ