Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
322 непорочною, почила на ней и чрезъ него раскрыла истину вѣ¬
рующимъ во всѣхъ концахъ вселенной; потому что мѵро вмѣ¬
щаютъ въ чистый сосудъ. Итакъ, вотъ, свѣтло подвизавшись въ
Италіи и славно явившись неодолимымъ въ общественныхъ раз¬
сужденіяхъ, въ наставленіяхъ и собесѣдованіяхъ, и истину, какъ
сказано, наилучшимъ образомъ подтвердивши и посрамивши свя-
токупцевъ, снова возвращается вмѣстѣ съ приснопамятнымъ ца¬
ремъ въ царствующій градъ”5). Іоаннъ Евгеникъ свидѣтельству¬
етъ, что слава о св. Маркѣ, какъ борцѣ за Православіе, предва¬
рила его возвращеніе въ Константинополь; разсказавъ о всей той
непосильной борьбѣ, которую Святитель одинъ велъ за Истину,
и помянувъ о всѣхъ тѣхъ невзгодахъ, которыя ему пришлось
вынести за свою непреклонность въ стояніи за Православіе, Іо¬
аннъ Евгеникъ продолжаетъ: “По Божественному Промыслу онъ
чудеснымъ образомъ избѣжалъ опасности, и свѣтлый свѣтло вер¬
нулся и былъ сохраненъ для отечества, встрѣченный всеобщимъ
восхищеніемъ и уваженіемъ”6). Ревнители Православія, гдѣ бы они не находились, духов¬
но объединились вокругъ св. Марка, и онъ сталъ духовнымъ во¬
ждемъ ихъ. Но не сильные міра сего объединились вокругъ не¬
го. Епископатъ, возглавляемый патріархомъ Митрофаномъ, а по¬
томъ патріархомъ Григоріемъ Маммой, — былъ въ рукахъ Уні¬
атовъ; мы не слышимъ ни одного имени епископа среди сторон¬
никовъ св. Марка Ефесскаго, ни одного высокопоставленнаго лица,
будь то при дворѣ Императора или патріарха. Но воинство св.
Марка — многочисленно: это — монахи, прежде всего, монахи
Аѳона, это — пресвитеры, часто сельскіе и неизвѣстные, о кото¬
рыхъ въ источникахъ говорится “нѣкій пресвитеръ”, это — діа¬
коны, это — малые міра сего. Мнѣ хочется здѣсь привести одинъ
разсказъ о мужествѣ одного діакона, который открыто передъ
Императоромъ и всѣми явилъ свое лицо исповѣдника Церкви.
Это было еще во Флоренціи, послѣ того, какъ была подписана
Унія и Императоръ приказалъ внести имя Папы въ диптихъ для
богослужебнаго поминовенія. Одинъ діаконъ, по имени Филиппъ,
нечаянно повредилъ глазъ злѣйшему уніату — протосингелу (вѣ¬
роятно Григорію Маммѣ), на что тотъ съ яростью сталъ обвинять
его въ томъ, что онъ сдѣлалъ это нарочно, хотя діаконъ и увѣ¬
рялъ его, что несчастье произошло случайно, и затѣмъ съ пе¬
чалью прибавилъ: “Но ты-то, Владыко, самъ себѣ сознательно
исторгъ душевное твое око”, этимъ говоря о его предательствѣ
дѣла Православія. На что, охваченный неописуемымъ гнѣвомъ,