Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
321 этомъ отношеніи политикѣ Императора въ дѣлѣ Уніи, что была
опасность гражданской войны въ странѣ2), — все это не могло
не печалить и не подавлять Императора, хотя бы онъ и оправ¬
дывалъ себя политическими соображеніями. Къ этому примѣ¬
шалось и глубокое личное горе, ибо не успѣлъ онъ сойти на бе¬
регъ, какъ ему сообщили о смерти его любимой жены; о послѣд¬
немъ Сиропулъ сообщаетъ, что горе Императора продолжалось
долго, на долгое время онъ заключился въ свои покои и въ тече¬
ніе трехъ мѣсяцевъ — февраль, мартъ и апрѣль, — оставилъ
всѣ церковныя дѣла3). Всѣ участники Собора чувствовали на себѣ вину въ той
или иной мѣрѣ. Единственнымъ чистымъ былъ отъ этого св.
Маркъ Ефесскій. Іоаннъ Евгеникъ говоритъ о немъ такъ, въ свя¬
зи съ событіями на Соборѣ въ Италіи: “Только онъ единствен¬
ный явился и въ началѣ и въ серединѣ и даже до конца мечемъ
обоюдуострымъ на беззаконныя и разбойническія плевелы въ бла¬
городномъ посѣвѣ священныхъ догматовъ Церкви”4). Великій
риторъ Мануилъ, со своей стороны, приведши въ своемъ сочи¬
неніи цѣлый рядъ неправославныхъ воззрѣній, высказанныхъ нѣ¬
которыми участниками Флорентійскаго Собора, говоритъ затѣмъ:
“Не такъ блаженнѣйшій Маркъ, чистая обитель Всесвятаго Ду¬
ха, сердцемъ и устами провозглашавшій всѣмъ солнцевидное и
богопреданное христіанское благочестіе и Православіе; не такъ
онъ! Ничего подобнаго не дѣлалъ онъ, ни питалъ въ сердцѣ, ни
оказался въ чемъ непотребномъ относительно точности и правоты
догматовъ... Тогда какъ всѣ, можно сказать, обратили тылъ про¬
тивникамъ и увлекли за собой христолюбиваго царя, онъ предъ
царями и властителями, истинно сказать, съ открытой головой
возвѣщалъ истину и никоимъ образомъ не допускалъ ошибочно
внесенную въ Сѵмволѣ прибавку; но мужественно борясь съ на¬
падавшими и неуклонно идя по слѣдамъ святыхъ и богоугодныхъ
Отцевъ, свѣтильниковъ Церкви Христовой, открыто всѣмъ про-
повѣдывалъ единое Начало въ неизмѣнной и пребожественной
Троицѣ, то есть Отца, отъ Котораго Сынъ рожденно, а Всесвятый
Духъ исходно, какъ отъ одной причины, возсіяли ... Имъ то (т. е.
святымъ Отцамъ) прямо и неуклонно послѣдуя, и священнѣйшій
Маркъ по уму, сердцу и непорочнымъ устамъ явно показался
свѣтильникомъ на тверди Церкви Христовой, изливающимъ для
всѣхъ божественные лучи истиннаго ученія. Онъ былъ устами
дышущими благодатію и огневиднымъ языкомъ Всесвятаго Ду¬
ха, Котораго Божественная Благодать, найдя его душу чистою и