Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
320 ГЛАВА IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго
Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія Св. Марка Ефесскаго. Вмѣстѣ съ Императоромъ и иными представителями Пра¬
вославной Церкви на Соборѣ въ Италіи, св. Маркъ Ефесскій
вернулся въ Константинополь 1-го февраля 1440 г. Не съ тор¬
жествомъ, не съ радостью возвращались греческіе представите¬
ли изъ Флоренціи въ родной Константинополь. Они понимали,
что volens — nolens они не сохранили Истину и предали Право¬
славную Вѣру за "чечевичную похлебку” папскихъ обѣщаній
помощи Византіи. Современникъ Уніи, греческій историкъ Ду¬
ка рисуетъ намъ такую картину встрѣчи их> населеніемъ Кон¬
стантинополя. Едва они сошли съ кораблей, ихъ стали спра¬
шивать: “Какъ дѣла съ Соборомъ, побѣдили ли мы?” — Они
же отвѣчали: “Продали мы вѣру нашу, промѣняли благочестіе
на нечестіе; измѣнивъ Святымъ Дарамъ, стали азиматами-опрѣс-
ночниками”. Такъ говорилъ Антоній Ираклійскій и всѣ прочіе.
Народъ спрашивалъ ихъ: “Зачѣмъ вы подписали?” — “Изъ
страха передъ франками”. — “Развѣ франки бичевали, заклю¬
чали въ тюрьму?” — “Нѣтъ, но подписала наша правая рука —
пусть ее отрубятъ. Исповѣдалъ языкъ нашъ — пусть его вы¬
рвутъ”. Настало тягостное молчаніе, службы не было, несмот¬
ря на Великій Постъ. Никто не хотѣлъ служить съ ними, от¬
ступниками 1). Не могло быть легко на душѣ и у Императора. Онъ былъ
сыномъ Православной Церкви, живо интересовавшійся всѣми бо¬
гословскими вопросами (можемъ вспомнить тутъ, что нѣкогда по
его просьбѣ св. Маркъ Ефесскій написалъ цѣлый рядъ тракта¬
товъ на богословскіе вопросы, поставленные ему Императоромъ),
и не могъ онъ не чувствовать угрызенія совѣсти и глубокой пе¬
чали, что поставилъ Православную Церковь въ такое унизитель¬
ное положеніе передъ Римомъ, а этимъ и самого себя. Церков¬
ная оппозиція Уніи, выразившаяся въ томъ, что цѣлый рядъ
іерарховъ, въ томъ числѣ и св. Маркъ Ефесскій, отказался при¬
нять патріаршее достоинство, зная, что съ этимъ связано и слу¬
женіе Уніи, глубокая подавленность и недовольство въ народѣ
всѣмъ случившимся, могущее привести даже къ гражданской
войнѣ (ибо Сиропулъ пишетъ, что братъ Императора — Димит¬
рій настолько рѣзко отстаивалъ Православіе и противился въ