Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
319 товъ ли онъ признать Сына Виновникомъ Святаго Духа? Въ от¬
ношеніи (приведенныхъ) изреченій участники Собора заявили,
что, поскольку они являются подлинными словами Учителей, такъ
какъ это удостовѣряется изъ посланія божественнаго Максима18),
то они не подлежатъ сомнѣнію; но приписать Сыну вину Духа
большинство совершенно воспротивилось, ибо это и мудрый Ма¬
ксимъ опредѣлилъ (говоря, что Западные Отцы не дѣлаютъ Сы¬
на Виновникомъ Святаго Духа). Но тѣ, кто были дерзко-упор¬
ны въ нечестіи, и тѣ, которые отъ начала послѣдовали за ними,
обольщенные радужными обѣщаніями и дарами, съ “непокрытой
головой” возвѣстили Сына Виновникомъ Духа, что даже въ из¬
реченіяхъ латинянъ нигдѣ не находится открыто выражен¬
нымъ. Къ нимъ причислился и Патріархъ, будучи обольщенъ
уже и самъ, несчастный, жаждущій какъ можно скорѣе отбыть
оттуда, хотя судьба его гнала къ смерти. Я же мое мнѣніе, а
вмѣстѣ и Исповѣданіе Вѣры, имѣя написаннымъ (ибо раньше
было такъ установлено, чтобы каждый подалъ свое мнѣніе въ
написанномъ видѣ), такъ какъ увидѣлъ, что они уже лихорадоч¬
но стремятся къ заключенію Уніи и что тѣ, которые ранѣе были
со мной, теперь находятся съ ними, а о докладныхъ запискахъ и
не поминаютъ, и самъ удержалъ мое писаніе, чтобы разжегши
ихъ къ борьбѣ, не подвергнуть себя явной опасности. Однако,
устно я безбоязненно объявилъ свое мнѣніе, говоря, что иначе
невозможно согласовать изреченія Западныхъ и Восточныхъ От-
цевъ, какъ только согласно толкованію въ посланіи преподобна¬
го Максима, которому слѣдуя, мы утверждаемъ, что Сынъ не
есть Виновникъ Святаго Духа; я неодобрительно присовокупилъ
и въ отношеніи прибавленія, сказавъ, что и въ этомъ я не усту¬
паю латинянамъ, и согласно приведеннымъ словамъ, оно не хоро¬
шо и не благословенно сдѣлано. Послѣ этого они занялись свои¬
ми дѣлами и обратились къ составленію Соборнаго Опредѣле¬
нія (Акта Уніи) и всего прочаго для Уніи; я же, съ тѣхъ поръ
отмежевавшись отъ нихъ, ушелъ въ самого себя, для того, что¬
бы непрестанно согласуясь со святыми моими Отцами и Учи¬
телями, всѣмъ сдѣлать извѣстнымъ мое воззрѣніе чрезъ это
мое писаніе, дабы (всякому) желающему было бы возможно
взвѣсить: любя ли здравое ученіе, или же какое-нибудь извра¬
щеніе, я не принялъ заключенную Унію.