Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
317 было внесено ихъ собственное ученіе. Итакъ, я, опять вступивъ
съ ними въ борьбу и совершенно показавъ нелѣпость (ихъ) уче¬
нія и доказавъ, что профанаціоннымъ образомъ книги являются
подложными, ничего не достигъ и никого не убѣдилъ, кромѣ то¬
го, что безполезно и безцѣльно потерялъ время. Ибо одни слова
смѣнялись другими, и рѣчь рождала рѣчь, какъ это въ ихъ обык¬
новеніи; и ничѣмъ сколь-нибудь большимъ ихъ истина не доказала
свою силу, хотя они много излили чернилъ ради себя и много¬
словіями прикрывали ее, пока, наконецъ, снова потерявъ терпѣ¬
ніе, какъ отъ того, что былъ измученъ присущей мнѣ немощью,
такъ и отъ того, что видѣлъ безплодность (ихъ) словъ, я, какъ
могъ, простеръ къ нимъ очень длинное слово, въ которомъ не¬
опровержимыми свидѣтельствами представилъ истину нашего дог¬
мата; что только отъ Отца, а не отъ Сына, исходитъ Духъ Свя¬
тый; начавъ отъ евангельскихъ словъ, затѣмъ отъ Апостоловъ и
послѣдовавшихъ имъ и дойдя даже до Третьяго Вселенскаго Со¬
бора, по порядку обрабатывая все изъ сказаннаго и суммируя и
дѣлая выводъ, что находящійся въ распоряженіи матеріалъ до¬
казываетъ, что вездѣ осуждается новшескій догматъ латинянъ. 4. На этомъ я закончилъ къ нимъ рѣчь, рѣшивъ или боль¬
ше не сходиться съ ними на собранія, или, по крайней мѣрѣ,
молчать. Но они вызывали насъ, пріятно это намъ или нѣтъ, на
возраженія противъ того, что было сказано. И дѣлая это, въ то
время какъ я по немощи отсутствовалъ, два послѣдующихъ засѣ¬
данія только они говорили, между тѣмъ какъ никто не взялъ на
себя защиту; на первомъ засѣданіи они приводили слова сво¬
ихъ Учителей, въ которыхъ говорилось, что Духъ Святый исхо¬
дитъ отъ Сына, такъ же какъ и отъ Отца; на второмъ засѣданіи,
возражая на то, что было мною сказано, они больше извращали,
нежели опровергали нашихъ Учителей, приводя противополож¬
ныя, какъ имъ казалось, мнѣнія. Но такъ какъ я молчалъ и
не видно было, чтобы кто-нибудь изъ нашихъ возражалъ имъ,
какъ потому, что власти судили, что такъ лучше, такъ и потому,
что всѣ не рѣшались на борьбу и боялись, чтобы не впасть въ
ссоры и непріятности, то они, наше молчаніе принимая за удачу
(ερμαιον); и какъ бы нѣкихъ бѣгущихъ призывая на борьбу, и
такъ какъ никто изъ насъ не соглашался, аплодировали себѣ,
какъ побѣдителямъ и какъ обладателямъ истины. Это же намѣ¬
ревались они и всегда дѣлать, чтобы, разъ и навсегда пригото¬
вившись говорить противоположное всему тому, что нами гово¬
рилось, затѣмъ приписывать себѣ побѣду.