Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
316 бо дерзнутъ это сдѣлать: такъ, чтобы на основаніи сего (преще-
нія) тѣмъ епископамъ и тѣмъ клирикамъ — быть несвященными
и чуждыми данной имъ благодати, а мірянамъ — подлежать ана¬
ѳемѣ, т. е. отлученію отъ Бога. Къ тому же чрезъ неопровержи¬
мые силлогизмы я представилъ (логическую) необходимость мо¬
ихъ словъ и что невозможно иначе разумѣть тѣ опредѣленія, не¬
жели я ихъ истолковалъ и разумѣлъ. Но поскольку мы убѣди¬
лись, что латиняне съ тѣхъ поръ благоразумно сбросили маски
въ преніяхъ съ нами: ибо ихъ предметъ не въ отношеніи Истины,
и они не ставили себѣ цѣлью со тщаніемъ найти ее, но только
(для того предпринимали дискуссіи), чтобы казалось, что они нѣ¬
что говорятъ и занимаютъ свой слухъ, ибо для нихъ было необхо¬
димо свести на нѣтъ засѣданія, дабы послѣ казалось, судя по ихъ
словамъ, что они свели на нѣтъ все то, что говорилось нами, —
то, съ тѣхъ поръ уже оставивъ дискутировать, мы просили ихъ
(что же еще мы могли сказать, чтобы привлечь ихъ каменныя ду¬
ши?) придти къ доброму тому соглашенію, которое мы имѣли
раньше и въ отношеніи насъ самихъ и нашихъ Отцевъ, когда то-
жде мы говорили и когда не было между нами раскола. Говорить
это, казалось, пѣть глухимъ ушамъ или кипятить камень, или сѣ¬
ять на камнѣ, или писать на водѣ или другое подобное, что въ по¬
словицахъ говорится въ отношеніи невозможнаго. Они, принужда¬
емые аргументами и, однако, совершенно не допуская никакого
внесенія исправленія, по причинѣ, какъ кажется, неисцѣльности,
просили насъ перейти къ разсмотрѣнію догматическаго ученія,
ибо уже достаточно (какъ они говорили) было сказано о приба¬
вленіи, надѣясь этими словами прикрыть ихъ дерзость въ отноше¬
ніи Сѵмвола, если было бы доказано, что ихъ догматическое уче¬
ніе здраво. Но наши не уступали и были непреклонны (не же¬
лая) имѣть сужденіе о догматическомъ ученіи, если сначала не
будетъ исправлено прибавленіе; и они держались бы до конца
въ этомъ сопротивленіи, и такъ разошлись бы, правильно посту¬
пая, если бы потомъ не были принуждены нѣкоторыми лицами,
(говорившими,) что не умѣстно было бы отбыть, ничего не гово¬
ривъ о догматѣ; тогда они согласились перейти на другое: это
— отъ прибавленія на ученіе, и это же — изъ Феррары во Фло¬
ренцію. 3. Прибывъ туда, мы приступили къ преніямъ объ ученіи,
въ то время какъ латиняне представляли изреченія, нѣкоторыя
изъ какихъ то апокрифическихъ и неизвѣстныхъ книгъ, а нѣко¬
торыя изъ подложныхъ и испорченныхъ, въ которыя насильно