Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
315 скимъ, злѣйшимъ уніатомъ, которому также принадлежитъ хва¬
лебный канонъ и синаксарь Флорентійскому Собору (Migne. Р. G.
t 159). Mgr. L. Petit помѣстилъ это сочиненіе согласно Парижской ру¬
кописи 1218, фол. 451-4, въ 17-мъ томѣ “Патрологіи Оріенталисъ”,
стр. 443-9, съ изданія котораго, какъ и доселѣ, мы дѣлаемъ нашъ
переводъ на русскій языкъ. ИЗЛОЖЕНІЕ СВЯТѢЙШАГО МИТРОПОЛИТА ЕФЕССКАГО О ТОМЪ, КА¬
КИМЪ ОБРАЗОМЪ ОНЪ ПРИНЯЛЪ АРХІЕРЕЙСКОЕ ДОСТОИНСВО, И РАЗЪЯСНЕНІЕ О СОБОРѢ, БЫВШЕМЪ ВО ФЛОРЕНЦІИ. 1. По повелѣнію и нуждѣ Христовой Церкви воспріявъ архі¬
ерейское служеніе, которое выше и моего достоинства и силы, я
послѣдовалъ за Вселенскимъ Патріархомъ и за Богоданнымъ Ца¬
ремъ и Самодержцемъ на Соборъ въ Италіи, не взирая ни на мою
немощь, ни на трудность и огромность дѣла, но надѣясь на Бога
и на общихъ тѣхъ Предстателей, я вѣрилъ, что все у насъ будетъ
хорошо и мы совершимъ нѣчто великое и достойное нашего труда
и надеждъ. Но послѣ, прибывъ туда, мы немедленно на опытѣ
узнали отношеніе къ намъ латинянъ, иное, нежели надѣялись, и
немедленно намъ пришлось отчаяться въ (благополучномъ) кон¬
цѣ; такъ что нѣкто изъ насъ, видя это, сказалъ другому, близъ
находящемуся: “Едва ли будутъ готовы измѣнить что-либо изъ
ихъ обрядовъ и ученія эти мужи, которые до такой степени воз¬
вѣщаютъ намъ объ ихъ превосходствѣ (надъ нашими обрядами и
ученіемъ)”. Между тѣмъ, согласно приказанію, мы ожидали и
терпѣли долгія отлагательства, дабы собрался и былъ назначенъ
Соборъ. Но, вотъ, пришелъ конецъ отлагательству, и, послѣ то¬
го какъ прошло много дней, не безъ затрудненій мы сошлись въ
одно мѣсто — греки и латиняне — имѣя прежде всего дискуссію
о прибавленіи въ Сѵмволѣ. 2. И, затѣмъ, будучи подвигнутъ быть во главѣ диспута, я
сначала старался приписать имъ причину раздѣленія и обвинить
въ недружественности и презрительности (къ намъ), въ то время
какъ они защищались и бросали вину на насъ, оправдывая самихъ
себя, какъ это — въ ихъ обычаѣ. Затѣмъ, на послѣдующихъ со¬
браніяхъ, имѣя подъ рукой дѣянія Вселенскихъ Соборовъ, я про¬
челъ изъ нихъ тѣ опредѣленія, въ которыхъ тѣ божественные От¬
цы запрещаютъ измѣненіе Сѵмвола даже въ словѣ и слогѣ и санк¬
ціонируютъ страшныя прещенія противъ тѣхъ, которые когда-ли¬