Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
314 Казалось, Православная Церковь разбита, сведена на нѣтъ,
исчезла изъ исторіи. — Но это — "не такъ, не такъ!” скажемъ
словами св. Марка|4). Борьба за Православіе продолжается. Ее
будетъ вести св. Маркъ Ефесскій; одинъ — противъ многихъ, обез¬
доленный — противъ пользующихся властью, почетомъ и богат¬
ствомъ; больной ракомъ — противъ властей, вельможъ, высшаго
клира, самого Императора; заключенный въ крѣпость — противъ
свободныхъ... И онъ побѣдитъ, ибо съ нимъ — Истина, а она — непобѣдима; ее можно скрыть подъ спудъ, но придетъ время — и она возсіяетъ, а это-то зналъ Святитель, какъ намъ и гово¬
ритъ о семъ Георгій Схоларій, говоря о св. Маркѣ: "Онъ надѣял¬
ся побѣдить всѣхъ противниковъ своихъ одною силою Истины” І5). Ниже мы приведемъ краткое сочиненіе св. Марка Ефееска-
го: его изложеніе исторіи Флорентійскаго Собора и разсказъ о
своей дѣятельности на немъ. Въ 1-й и 2-й главахъ нашего труда,го¬
воря объ источникахъ для составленія житія св. Марка Ефееска-
го и исторіи Флорентійской Уніи, мы указали и на это сочине¬
ніе, которое несмотря на свою краткость, имѣетъ для насъ боль¬
шое значеніе. Это сочиненіе св. Марка, какъ и "Исповѣданіе Вѣры” и
“Окружное Посланіе” становится произведеніемъ, которое широ¬
ко распространяется среди вѣрныхъ, вѣроятно — циркулярно,
какъ сопровождающее два вышеупомянутыхъ сочиненія св. Мар¬
ка. Св. Маркъ, возвратясь въ Константинополь или, быть можетъ,
уже прибывъ въ Ефесъ, направляетъ всѣмъ вѣрнымъ истинный,
безпристрастный разсказъ о событіяхъ во Флоренціи и о своемъ
участіи на Соборѣ въ Италіи. Краткость этого сочиненія, необы¬
кновенная сжатость повѣствованія, заключительныя слова его, и
въ то же время тотъ фактъ, что оно сохранилось во многихъ ру¬
кописяхъ, все это говоритъ за наше предположеніе, что оно рас¬
пространялось ревнителями Православія во всѣ концы тогдаш¬
ней Византіи. Сохранилось это сочиненіе въ слѣдующихъ рукописяхъ:
Atheniensis 052, fol. 4-7. Parisinus 1218, fol. 451-4. Ambrosianus 899,
fol. 118-120. Matritensi 77, fol. 309. Monacensi 145, fol 188-91. Mona-
censi 250, fol. 118-123. Barocciano 114, fol. 149. Laud. 73» fol. 74.
Palatino 403, fol. 90-99. Частично это сочиненіе находится также
въ Дѣяніяхъ Флорентійскаго Собора у Хардуина, т. 9 стр. 549,
а также помѣщается у Миня въ 159 томѣ греч. серіи, въ сопро¬
вожденіи “refutatio”, написанной Іосифомъ, епископомъ Меѳон-