Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
313 залъ: “Я до сего времени страдалъ почками и тяжкой подаг¬
рой, и не въ силахъ стоять”, и затѣмъ, въ свою очередь, онъ
сѣлъ на свое мѣсто. Папа долго говорилъ съ Маркомъ; его цѣль
была убѣдить и его послѣдовать рѣшенію Собора и подтвердить
(т. е. подписать А. А.) Унію, и если онъ уклонится отъ сего, то
онъ долженъ знать, что онъ будетъ подлежать тѣмъ прещеніямъ,
которыя прежніе Вселенскіе Соборы налагали на упорствующихъ,
которые, лишенные всякаго дара Церкви, были отвержены какъ
еретики. На слова Напы Маркъ далъ обширный довлѣющій от¬
вѣть; что касается тѣхъ прещеній, которыми ему угрожалъ Па¬
ла, онъ сказалъ: "Соборы Церкви осуждали какъ бунтовщиковъ
тѣхъ, которые нарушали какой-либо догматъ и проповѣдывали
такъ и боролись за сіе, почему и названы они “еретиками”; и
сначала Церковь осуждала саму ересь, а затѣмъ уже осужда¬
ла ересеначальниковъ и поборниковъ ея. Но я, отнюдь, не про-
повѣдывалъ моего собственнаго ученія, и не вводилъ ничего но¬
ваго въ Церкви, и не защищалъ никакую чуждую и ложную докт¬
рину; но я держался только того ученія, которое въ ненарушен¬
номъ видѣ Церковь пріяла отъ Спасителя нашего, и въ томъ же
ученіи неуклонно пребывала до сего времени; которое и Святая
Римская Церковь, прежде происшествія между нами раскола, не
менѣе, чѣмъ наша Восточная, всегда имѣла, которое, какъ свя¬
тое (ученіе), и ранѣе вы всегда хвалили, и часто на этомъ самомъ
Соборѣ упоминали съ уваженіемъ и честью, и которое никто не
могъ бы порицать или оспаривать. И если я держусь его и не
допускаю себѣ отойти отъ него, какой Соборъ подвергнетъ меня
осужденіямъ, которымъ подвергаются еретики? Какой же здра¬
вый и благочестивый умъ поступитъ такъ со мной? — Ибо сна¬
чала долженствуетъ осудить то ученіе, котораго я держусь; если
же вы признаете его благочестивымъ и православнымъ, то поче¬
му же я достоинъ наказанія?” Это и иное подобное говоря и вы¬
слушавъ Папу, онъ вернулся къ себѣ”13). 26-го августа 1439 г. Императоръ вмѣстѣ со св. Маркомъ
Ефесскимъ отбылъ черезъ Венецію въ Константинополь. Такъ печально закончилась та страница исторіи, которая на¬
зывается “Флорентійская Унія”. Феррара и Флоренція — имена
долженствовавшія и имѣвшія стать благословенными на всѣ вре¬
мена въ исторіи Церкви, какъ сѵмволъ возвращенія къ прежнему
святому единству Церкви, стали кладбищемъ великихъ надеждъ
и разбитыхъ иллюзій, именами горестными для православнаго со¬
знанія.