Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
312 мочены дать оффиціальный отвѣтъ, но частное ихъ мнѣніе по
поводу требованій Папы — что эти требованія несвоевременны: 1. въ Православной Церкви, если браки и разводятся, то это дѣ¬
лается только на основаніи весьма вѣскихъ мотивовъ; 2. митро¬
политъ Ефесскій только тогда можетъ подлежать отвѣтственно¬
сти, когда судъ ему представитъ формальное обвиненіе. На по¬
слѣднее Императоръ распорядился передать Папѣ слѣдующій
отвѣтъ: поскольку Маркъ Ефесскій — нашъ іерархъ, онъ подле¬
житъ нашему суду, и это наше дѣло судить, имѣется ли у него
вина, чтобы подлежать суду; “итакъ, если онъ нашъ, Папа не
долженъ требовать, чтобы Маркъ предсталъ на его судъ”").
3. по обычаю, Константинопольскій патріархъ выбирается въ сво¬
емъ патріархатѣ и интронизація его происходитъ въ храмѣ св.
Софіи. Далѣе они заявили Папѣ, что Императоръ больше не на¬
мѣренъ дѣлать никакихъ дальнѣйшихъ уступокъ. Послѣ послѣдовавшаго за симъ увѣщанія Папы, все дѣло
было доложено Императору, который распорядился, чтобы его
представители не давали никакихъ дальнѣйшихъ отвѣтовъ на
упомянутые три пункта. Послѣ сего Папа не поднималъ дальнѣйшихъ вопросовъ и,
какъ говоритъ римо-католическій историкъ Hefele — “допустилъ
грекамъ ничего не измѣнять въ ихъ обрядахъ и обычаяхъ, литур¬
гическихъ обрядахъ, бракѣ священнослужителей и т. д.”12). Сиропулъ разсказываетъ, что незадолго передъ отбытіемъ св.
Марка изъ Флоренціи онъ былъ вызванъ къ Папѣ и имѣлъ съ
нимъ долгій разговоръ. Оригиналъ настолько интересенъ, что мы
передадимъ его полностью изъ этой напечатанной 300 лѣтъ то¬
му назадъ книги: “Папа просилъ Императора, чтобы Маркъ предсталъ предъ
нимъ. Императоръ, заранѣе призвавъ къ себѣ его, убѣждалъ его,
говоря: “Когда Папа проситъ тебя предстать предъ нимъ вотъ уже
два и три раза, надо чтобы ты пошелъ къ нему; но не бойся,
ибо я говорилъ и много просилъ и устроилъ съ Папой такъ, что
тебѣ не будетъ нанесено никакого оскорбленія или причинено
ущерба; итакъ пойди и выслушай все то, что онъ скажетъ, и от¬
вѣть откровенно такъ, какъ тебѣ покажется наиболѣе соотвѣт¬
ствующимъ въ отвѣтъ на его слова”. Итакъ, Маркъ отправился
чтобы предстать предъ Папой, и нашедши его сидящимъ частнымъ
образомъ у себя съ кардиналами и шестью епископами, былъ въ
недоумѣніи — какимъ образомъ долженствуетъ выразить почетъ
Папѣ; увидѣвъ же, что всѣ окружающіе Папу сидятъ, онъ ска¬