Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
311 большее. Хотя Унія и была уже заключена, однако, латиняне
требовали отъ грековъ дать отвѣты (вѣрнѣе — отчетъ) на слѣ¬
дующіе вопросы: 1) почему на Литургіи они присовокупляютъ
къ Св. Дарамъ и другія части просфоръ; почему они наклоня¬
ютъ голову, когда переносятся съ жертвенника на престолъ еще
неосвященные Дары (т. е. во время Великаго Входа на Литур¬
гіи); почему они вливаютъ теплую воду въ чашу (т. е. “тепло¬
ту”); почему прежде освященія Св. Даровъ они говорятъ: “Единъ
отъ воинъ копіемъ ребра Его прободе ... ”; почему они говорятъ:
“И пріиде звѣзда и ста верху, идѣже бѣ Отроча”; почему мѵро¬
помазаніе совершаютъ не епископы, которымъ это дано, а священ¬
ники; почему они помазываютъ умершихъ масломъ прежде по¬
гребенія; почему прежде совершенія Литургіи священники и епи¬
скопы не исповѣдываются; почему не удовлетворяются для освя¬
щенія Св. Даровъ произнесеніемъ евхаристическихъ словъ Спа¬
сителя, но еще прибавляютъ: “Сотвори убо хлѣбъ сей — честное
тѣло Христа Твоего” и “Преложивъ Духомъ Твоимъ Святымъ.
Аминь. Аминь. Аминь.”; почему, противно слову Божію, они раз¬
водятъ браки; и, наконецъ, почему здѣсь же во Флоренціи они
не избрали Патріарха, а желаютъ отбыть не имѣя Главы ихъ
Церкви10). Иными словами, Папа рѣшилъ совершенно "прибрать
къ рукамъ” все относящееся къ Православной Церкви. Это не
было просто желаніемъ получить информацію, но скрытымъ тре¬
бованіемъ, какъ увидимъ изъ дальнѣйшаго. По волѣ Папы, Императоръ послалъ къ нему нѣсколькихъ
митрополитовъ, которыхъ онъ потребовалъ ради разъясненія всѣхъ
этихъ вопросовъ, но они отвѣтили, что не уполномочены дать
отвѣтъ Папѣ, но обо всемъ доложатъ Императору. Нѣсколько дней спустя, 14-го іюля, Папа созвалъ къ се¬
бѣ всѣхъ, еще не отбывшихъ, греческихъ епископовъ, и сказалъ
имъ такъ: “Такъ какъ мы теперь пришли въ единеніе въ вѣрѣ и
такъ какъ я — вашъ Глава, то я долженъ дать вамъ нѣсколько
напоминаній и совѣтовъ, способствующихъ укрѣпленію благоче¬
стія и Церкви: 1. нужно исправить вашу практику относительно
развода браковъ; 2. покарать Марка Евгеника, бунтовщика про¬
тивъ Уніи; и 3. на мѣсто скончавшагося патріарха надо выбрать
здѣсь же другого патріарха. Но греческіе епископы, уже крайне раздосадованные всѣ¬
ми требованіями латинянъ и уступками своей совѣсти, которыя
имъ приходилось дѣлать, впервые дали отрицательный отвѣтъ
Папѣ на всѣ его требованія. Они отвѣтили, что они не уполно¬