Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
32 названіемъ: “Quae supersunt Actorum Graecorum Concilii Florentini”.
Roma 1953. ®). Второй источникъ для исторіи Флорентійской Уніи это —
исторія ея, переданная Дороѳеемъ, Митрополитомъ Мителенскимъ.
Поскольку авторъ ея былъ ревностнымъ уніатомъ, за свой трудъ
получившимъ денежное вознагражденіе отъ Папы, этотъ источ¬
никъ не всегда безпристрастенъ, что даже до нѣкоторой степени
относится и къ вышепомянутому первому источнику. Эта исторія
помѣщена у Хардуина7). но не имѣется у Манси. Третій основной источникъ, быть можетъ наиболѣе важный,
это — изложеніе исторіи Флорентійскаго Собора, сдѣланное гре¬
ческимъ діакономъ Сильвестромъ Сиропуломъ, великимъ еккли-
сіархомъ храмъ св. Софіи въ Константинополѣ. Эта исторія была
издана англійскимъ богословомъ Робертомъ Creyghton въ сопро¬
вожденіи латинскаго перевода подъ названіемъ: “ Vera Historia
unionis non verae inter Grecos et Latinos: sive Concilii Florentini
exactissima narratio, Graece scripta per Sylvestrum Sguropulum Ma¬
gnum Ecclesiarcham etc.” (т. e. “Истинная исторія неистинной Уніи
между греками и латинянами, или точнѣйшее изложеніе исторіи
Флорентійскаго Собора, написанное по гречески Сильвестромъ
Сгуропуломъ”. Гага 1660 г. )8. Эта исторія, написанная против¬
никомъ Уніи, участникомъ Собора, занимавшимъ высокій адми¬
нистративный постъ въ Церкви, который вопреки своей совѣсти,
долженъ былъ подписаться подъ Актомъ Уніи, со своей стороны
не всегда безпристрастна. Для исторіи дѣятельности св. Марка
Ефесскаго этотъ источникъ весьма цѣненъ. Наиболѣе извѣстный трудъ по критическому обзору имѣю¬
щихся источниковъ для исторіи Флорентійской Уніи принадле¬
житъ Th. Frommann-y s) и Gill-y |0). Необходимо упомянуть и объ источникахъ второстепеннаго
значенія для исторіи Флорентійской Уніи. Это, прежде всего,
краткая исторія Флорентійскаго Собора, принадлежащая Андрею
де Санкта Кроче (Andreas de Sancta-Cruce)". Краткое изложеніе исторіи Флорентійской Уніи или же от¬
дѣльные эпизоды находимъ также у Симеона Суздальскаго, Іоан¬
на Евгеника и Великаго Ритора Мануила въ ихъ сочиненіяхъ, ко¬
торыя мы часто приводили въ первой главѣ нашего труда 12). Какъ на источникъ для исторіи Флорентійской Уніи, какъ
бы на краткое резюмэ, можемъ указать на автобіографическое со¬
чиненіе св. Марка Ефесскаго: “Изложеніе Святѣйшаго Митропо¬
лита Ефесскаго о томъ, какимъ образомъ онъ принялъ архіерей¬