Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
310 имъ пришлось вынести еще весьма тягостное для нихъ дѣло.
Какъ мы уже выше неоднократно видѣли, латиняне искали Уніи
съ Православной Церковью не въ смыслѣ равноправія двухъ Цер-
вей, ни даже извѣстнаго обоюднаго компромисса, если это окажет¬
ся необходимымъ, но — полнаго подчиненія Православной Церк¬
ви Риму, совершенно игнорируя ея богатое святоотеческое на¬
слѣдіе, традиціи и глубину Православія. Если латиняне и сдѣ¬
лали нѣкоторую уступку грекамъ, не внося въ Актъ Уніи латин¬
скаго ученія объ освященіи Св. Даровъ только словами Спаси¬
теля, однако они принудили ихъ признать это ученіе и всецѣло
отказаться отъ ученія Православной Церкви, подписавъ документъ,
посвященный исключительно вопросу Евхаристіи. Это произо¬
шло на собраніи у Папы, на которомъ Виссаріонъ прочелъ за¬
явленіе отъ лица всѣхъ грековъ, въ которомъ онъ говоритъ, что
поскольку нѣкоторые латиняне имѣли сомнѣніе въ томъ, что гре¬
ки признаютъ, что Св. Дары освящаются произнесеніемъ евхари¬
стическихъ словъ Спасителя, то для того, чтобы развѣять всѣ
сомнѣнія, онъ передъ лицемъ Папы и всѣхъ предстоящихъ, за¬
вѣряетъ, что на основаніи Свв. Отцевъ, въ особенности же Іоан¬
на Златоуста, греки вѣруютъ, что “слова Спасителя являются
тѣми словами, которыя измѣняютъ и пресуществляютъ хлѣбъ и
вино въ истинное Тѣло и Кровь Христа, и что эти божественныя
слова Спасителя обладаютъ всей силой пресуществлять (omnem
virtntem transsubstantiationis habent); мы полность послѣдуемъ въ
семъ этому же святѣйшему Учителю и его словамъ”. Между
тѣмъ, какъ мы видѣли въ приводимомъ нами выше сочиненіи
св. Марка объ освященіи Св. Даровъ, слова св. Іоанна Златоуста
надлежитъ понимать иначе, нежели ихъ толкуетъ Виссаріонъ, о
чемъ свидѣтельствуетъ и послѣдованіе его Литургіи. Послѣ подписанія Уніи, на слѣдующій день было торже¬
ственное чтеніе и промульгація Соборнаго Опредѣленія (Акта
Уніи). Это происходило въ соборномъ храмѣ Флоренціи. Кар¬
диналъ Цезарини прочелъ Соборное Опредѣленіе на латинскомъ
языкѣ, а Виссаріонъ Никейскій — на греческомъ. Послѣ сего
Папа служилъ торжественную мессу. Послѣ подписанія Уніи, греки старались какъ можно ско¬
рѣе покинуть Флоренцію. Первымъ уѣхалъ братъ Императора,
Димитрій Палеологъ, увозя съ собой Антонія Ираклійскаго и Ге¬
оргія Схоларія. Всѣ трое отнюдь не были друзьями Уніи. Казалось, большаго униженія Православной Церкви не мог¬
ло и быть, но латинянамъ и этого было мало, требовалось и еще