Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
309 Православная Церковь, — и, однако, всѣ ихъ подписи ничего не
стоили въ сравненіи съ подписью, одной единственной, — под¬
писью св. Марка Ефесскаго. Этотъ больной смертельной болѣз¬
нью, ракомъ кишечника, изможденный іерархъ, находящійся въ
опалѣ у властей міра сего, — былъ духовнымъ вождемъ Право¬
славія и тѣмъ гигантомъ, который представлялъ Православную
Церковь, сильную — въ немощи, богатую — въ убожествѣ и
непобѣдимую — въ Божественной Истинѣ. Какъ мы сказали въ
началѣ нашего труда, св. Маркъ Ефесскій занималъ въ сущно¬
сти, если не по положенію, то по своему значенію, первенствую¬
щую роль среди греческихъ представителей на Соборѣ, и это
латиняне понимали. Впослѣдствіи, когда единство греческихъ
іерарховъ перестало существовать, и, наконецъ, св. Маркъ остал¬
ся единственнымъ непреклоннымъ столпомъ Православной Церк¬
ви, это его значеніе еще больше возрасло; возрасло настолько, что
онъ одинъ былъ важнѣе всѣхъ. Георгій Схоларій въ надгробномъ
словѣ св. Марку говорилъ, что это былъ мужъ, “котораго мы всѣ
вмѣстѣ не можемъ замѣнить. Добродѣтели, которыми онъ былъ
украшенъ, не могутъ быть исчислены; онъ соединилъ въ себѣ
всѣ добродѣтели въ высшей степени. Равнаго ему не было въ
наше время образца; — таковые мужи являются только по осо-
бенымъ судьбамъ Божіимъ” 7). Однако, въ тѣ страшные дни на
Соборѣ во Флоренціи, православные представители не достаточ¬
но оцѣнили значеніе св. Марка Ефесскаго и не послушались его
увѣщанія сохранить Православіе ненарушеннымъ и не искать
Уніи съ Римомъ при сложившейся обстановкѣ. Гораздо въ боль¬
шей степени оцѣнилъ значеніе св. Марка Ефесскаго, враждебно
оцѣнилъ его, папа Евгеній IV, человѣкъ, несомнѣнно, государ¬
ственнаго ума. Поэтому отсутствіе подписи св. Марка въ Актѣ
Уніи онъ оцѣнилъ какъ полный провалъ Уніи. Сиропулъ раз¬
сказываетъ, что когда папѣ Евгенію IV его кардиналы съ торже¬
ствомъ представили Актъ Уніи, подписанный греческими пред¬
ставителями, Папа спросилъ, подписалъ ли Маркъ Ефесскій; и
не увидѣвъ его подписи среди подписавшихся, сказалъ: “Итакъ,
мы ничего не сдѣлали!”8). Съ большимъ озлобленіемъ отмѣчаетъ фактъ не подписанія
св. Маркомъ Акта Уніи и ревностный Уніатъ, современникъ св.
Марка — Іосифъ епископъ Меѳонскій въ своемъ хвалебномъ Си¬
наксарѣ Флорентійскому Собору7). Но вернемся къ изложенію исторіи Флорентійскаго Собора. Въ тотъ же самый день, когда греки подписали Актъ Уніи,