Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
308 ла4), прибывшаго на Соборъ вмѣстѣ съ митрополитомъ Исидо¬
ромъ — “t СлмрЕнын еп. п. Зардімх иуЯчДдльЕКын подпТиум.” Подписали и тѣ, которые являли себя противниками Уніи во вре¬
мя Собора, какъ напр. Антоній митрополитъ Ираклійскій( кото¬
раго подпись слѣдуетъ немедленно за подписью Императора) или
Монемвасійскій Досиѳей. Одинъ іерархъ, епископъ Ставрополь¬
скій, бѣжалъ изъ Флоренціи до подписи Уніи. Одинъ только, одинъ единственный іерархъ рѣшительно и
дерзновенно отказался подписать Унію, хотя бы ему и стоило это
жизни; этотъ іерархъ былъ св. Маркъ Ефесскій. Сторонники
Уніи требовали, чтобы св. Марка принудили подписать Унію, но
Императоръ не желалъ предпринимать крутыхъ мѣръ противъ
Святителя. Тогда Исидоръ потребовалъ, чтобы св. Марка отлу¬
чили отъ Церкви, но въ отвѣтъ на это раздались голоса среди гре¬
ческихъ іерарховъ: “Будь доволенъ тѣмъ, что мы подписали то,
что не собирались, а въ патріархи ты не попадешь”. Многіе,
очень многіе, если даже и не большинство, изъ подписавшихъ
Унію, подписывали ее съ отвращеніемъ и съ отчаяніемъ, боясь
Императора и латинянъ. Сиропулъ, который подписался подъ
Актомъ Уніи, ненавидя ее, пишетъ въ своей исторіи, что онъ
подписался только изъ страха передъ Императоромъ. Онъ же
намъ сообщаетъ, что многіе были подкуплены латинянами, чтобы
подписать Унію. Что денежный факторъ сыгралъ не малую роль
въ дѣлѣ Уніи, свидѣтельствуетъ и св. Маркъ въ “Окружномъ
Посланіи”. Frommann’), слѣдуя разсказу Сиропула, утвержда¬
етъ, что поскольку Актъ Уніи не былъ прочитанъ греками (прочи¬
танъ онъ былъ на слѣдующій день), большинство подписавших¬
ся подписывали “въ слѣпую”, не зная точнаго содержанія Собор¬
наго Опредѣленія. Но можно согласиться съ Hefele*), что греки
на основаніи ведшихся переговоровъ, уже знали общее содержа¬
ніе оффиціальнаго документа. Лучше же предположить, что гре¬
ки настолько относились подавленно и безучастно ко всему про¬
исходившему, настолько видѣли безполезность какой бы то ни
было иниціативы и труда для выясненія прочно похороненной
истины, настолько чувствовали себя безпомощными, что подпи¬
сали бы съ одинаковымъ безучастіемъ все, что бы ни было пред¬
ставлено имъ. Отсутствіе подписи св. Марка Ефесскаго было фатальнымъ
ударомъ для дѣла Уніи. Подписали Унію Императоръ, предста¬
вители патріарховъ, митрополиты и иные высокіе представите¬
ли Церкви, т. е. административно подписала вся