Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
306 ми плодами покаянія за свои проступки, должны подверг¬
нуться очищенію послѣ смерти очистительными страданіями (или
“наказаніями” — poenis); и для того, чтобы они получили облег¬
ченіе въ своихъ страданіяхъ, имъ приноситъ пользу помощь со
стороны живущихъ, именно — литургическая Жертва, молитва,
милостыня и иныя дѣла благочестія, которьія вѣрные имѣютъ
обыкновеніе приносить за другихъ вѣрныхъ, слѣдуя постановле¬
ніямъ Церкви. (Далѣе мы опредѣляемъ), что души тѣхъ, кото¬
рые послѣ крещенія отнюдь не запятнали себя грѣхами, а также
тѣ, которые послѣ совершенія грѣха очистили его или въ сей
жизни, или послѣ того, какъ вышли изъ тѣла, какъ объ этомъ бы¬
ло сказано выше, сразу же воспринимаются на небо и ясно со¬
зерцаютъ Бога въ Трехъ Лицахъ; созерцаютъ такимъ, какимъ
Онъ есть, тѣмъ не менѣе одни — болѣе совершенно, чѣмъ дру¬
гіе, въ зависимости отъ степени заслугъ. (Затѣмъ мы опредѣля¬
емъ), что души тѣхъ, которые умираютъ въ смертномъ грѣхѣ
или только съ первороднымъ грѣхомъ, немедленно спускаются въ
адъ, чтобы страдать тамъ, хотя и различными другъ отъ друга
мученіями. Затѣмъ мы опредѣляемъ, что Святой Апостольскій
Престолъ и Римскій Понтифій имѣетъ приматъ на всемъ земномъ
шарѣ, и что этотъ Римскій Понтифій является Наслѣдникомъ
блаженнаго Петра, Князя Апостоловъ, и истиннымъ Викаріемъ
Христа, Главой всей Церкви, Пастыремъ и Учителемъ всѣхъ
христіанъ, и что Господь нашъ Іисусъ Христосъ въ лицѣ свята¬
го Петра далъ ему полную власть пасти, направлять и управлять
всей Церковью, — какъ это также содержится въ дѣяніяхъ Все¬
ленскихъ Соборахъ и въ святыхъ канонахъ. Къ тому же, мы во¬
зобновляемъ порядокъ, переданный въ канонахъ, прочихъ досто¬
почтенныхъ Патріарховъ: чтобы Константинопольскій Патріархъ
былъ вторымъ послѣ Святѣйшаго Римскаго Понтифія, Алексан¬
дрійскій — третьимъ, Антіохійскій — четвертымъ и Іерусалим¬
скій — пятымъ, при сохраненіи всѣхъ ихъ правъ и привилегій”2). Хотя этотъ документъ, какъ видится, составленъ диплома¬
тично, и Императору и латинскимъ представителямъ стоило боль¬
шого труда составить его въ неоскорбительныхъ для православ¬
наго міра терминахъ и не задѣвать острыхъ вопросовъ, однако
de facto это былъ текстъ полной капитуляціи Православной Цер¬
кви и тѣмъ самымъ весьма оскорбительнымъ. Греки должны были
принять латинскій догматъ “Filioqne”; признать, что мнѣнія гре¬
ческихъ Отцевъ, говорящихъ объ исхожденіи Св. Духа, должны