Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
304 етъ, что было рѣшено въ этотъ документъ не вносить словъ, что
Св. Дары освящаются исключительно произнесеніемъ евхаристи¬
ческихъ словъ Спасителя, такъ какъ это было бы оскорбитель¬
но для грековъ, да въ этомъ и нѣтъ нужды, поскольку греки оф¬
фиціально заявили, что они принимаютъ это, сдѣлавъ наканунѣ
слѣдующее заявленіе: “Для того, чтобы вы были совершенно
увѣрены касательно нашего вѣрованія, справьтесь у св. Іоанна
Златоустаго, который говоритъ о семъ весьма ясно. Впрочемъ,
мы готовы признать, что освященіе Св. Даровъ совершается ис¬
ключительно чрезъ произнесеніе словъ Христа”. Затѣмъ карди¬
налъ Цезарини прочиталъ тѣ пункты “Хартулы”, которуе дол¬
жны лечь въ основу Соборнаго Опредѣленія. Далѣе онъ указалъ
на то, что съ дѣломъ Уніи надо поспѣшить, ибо греки желаютъ
немедленно отбыть. Наконецъ, какъ онъ сказалъ, Унія была бы
исключительно важна, по причинѣ многочисленныхъ чадъ, кото¬
рыхъ она пріобрѣтетъ для Церкви. По распоряженію Папы была выбрана комиссія для соста¬
вленія Соборнаго Опредѣленія, которое и было составлено 2-го
іюня на латинскомъ и греческомъ языкахъ. Однако, его редакція
не прошла такъ гладко, поскольку Императоръ неоднократно воз¬
ражалъ противъ нѣкоторыхъ пунктовъ, завѣдомо непріемлемыхъ
грекамъ, и латиняне, дѣйствительно, сдѣлали нѣсколько усту¬
покъ. Окончательная редакція, представленная на обоихъ язы¬
кахъ, была единогласно одобрена представителями грековъ и ла¬
тинянъ 4-го іюня 1439 года. Соборное Опредѣленіе (или Актъ Уніи: ό "Ορος, Definitio)
имѣетъ слѣдующее содержаніе: послѣ торжественнаго введенія и
восхваленія Бога за то, что послѣ длительнаго и тяжкаго време¬
ни раздѣленія, съ тяжкими трудами Отцы Западной и Восточной
Церквей сошлись на святой Вселенскій Соборъ и обсудили съ
готовностью и тщаніемъ, между иными вопросами, догматъ о Св.
Духѣ, — дословно говорится: “Послѣ того, какъ были приведены
свидѣтельства изъ Св. Писанія и множество авторитетныхъ мнѣ¬
ній изъ свв. Учителей Восточныхъ и Западныхъ, изъ которыхъ
одни говорятъ, что Духъ Святый происходитъ отъ Отца и Сы¬
на, а другіе — что Онъ происходитъ отъ Отца чрезъ Сына; ме¬
жду тѣмъ, какъ всѣ эти свидѣтельства выражаютъ ту же саму
мысль въ разныхъ выраженіяхъ, греки удостовѣрили, что говоря,
что Святый Духъ происходитъ отъ Отца, они не намѣрены исклю¬
чать Сына, но имъ казалось, какъ они говорили, что латиняне
утверждали, что Святый Духъ происходитъ отъ Отца и Сына, какъ