Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
301 дычни слова, которыя Онъ тогда рекъ, и затѣмъ присовокупля¬
емъ, что это Онъ Самъ заповѣдалъ: “Сіе творите въ Мое воспо¬
минаніе”, затѣмъ, помолившись, чтобы быть достойными сего бо¬
гоподражательнаго священнодѣйствія, какъ это охватываютъ из¬
ложенія (Божественной Литургіи), мы священнодѣйствуемъ
(освящаемъ) Божественныя Тайны чрезъ молитву и благослове¬
ніе и наитіе Божественнаго Духа, и прикровенный до тѣхъ поръ
и нераздѣленный Хлѣбъ открывъ, разсѣцаемъ на много частей,
и всѣмъ раздѣляемъ единство Чаши. А латинскій священникъ
также описательно говоря, поминаетъ Владычни слова, которыя
Онъ заповѣдалъ: “Пріимите, ядите” и “Пійте вси” и Сіе тво¬
рите въ Мое воспоминаніе” — и больше ничего не священно¬
дѣйствуетъ, но считаетъ, что самое произношеніе этихъ словъ
довлѣетъ для освященія и священнодѣйствія; затѣмъ, тотъ без-
квасный Хлѣбъ, не покровенный до тѣхъ поръ, но такъ, какъ
онъ былъ, взявъ и поднявъ, отламываетъ отъ него часть и влага¬
етъ въ Чашу ,а остальное влагаетъ въ уста, и подобно сему, ис¬
пивъ всю чашу, увѣщеваетъ сослужащихъ ему діаконовъ дать
ему цѣлованіе, никому ничего не давъ, тотъ, кто до такой сте¬
пени хвалится (словами Господа): “Пріимите, ядите вси” и
“Пійте отъ нея вси”. Не очевидно ли, что это является проти¬
воположнымъ и въ отношеніи полученнаго по преданію изложе¬
нія (Божественной Литургіи) и толкованія (Св. Діонисія) и Вла-
дычнихъ словъ и самихъ ихнихъ возгласовъ? И поступая такъ,
имъ ли дерзать обвинять насъ и вмѣшиваться въ совершаемое
нами и дѣлать дальнѣйшія толкованія тому, что является слѣдо¬
ваніемъ Святымъ. Но Златоустъ говоритъ: “Слово Владычнее, еди¬
ножды реченное, содѣлываетъ Жертву совершенной”32); "еди¬
ножды реченное” — онъ говоритъ; — не нынѣ произносимое, но
“единожды реченное” Спасителемъ, всегда влагаетъ освяіцатель-
ную силу въ предложенныя Дары, но не уже и дѣломъ освящаетъ
ихъ (чрезъ одно только произношеніе ихъ); ибо это, чрезъ мо¬
литву священника, содѣлываетъ наитіе Святаго Духа; и ясно это
— изъ того, что тотъ же Златоустъ, какъ это мы выпіе изло¬
жили, послѣ того, какъ были произнесены Владычни слова, гово¬
ритъ: — “Ниспосли Духа Твоего Святаго и сотвори убо хлѣбъ
сей — честное Тѣло Христа Твоего; а еже въ чаши сей — чест¬
ную Кровь Христа Твоего; преложивъ Духомъ Твоимъ Святымъ”.
Если и это не убѣдитъ любителей словопреній, — да будутъ
они достойны сожалѣнія, какъ одержимые двойнымъ невѣдѣні¬
емъ и до глубины окаменѣлостью.