Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
299 словеніе. Ибо и та вода крещенія, которая по виду просто —
вода, содѣлываетъ отпущеніе всѣхъ грѣховъ — чрезъ невидимое
содѣйствіе Божественнаго Духа; и то мѵропомазаніе и сами свя¬
щенники и всѣ иныя Таинства Церкви совершаются благодатію
Всесвятаго Духа. Итакъ, не въ томъ смыслѣ, что мы исключи¬
тельно придаемъ вѣру нашей молитвѣ или считаемъ тѣ (евхари¬
стическія) слова (Спасителя) безсильными, мы молимся о пред¬
лежащихъ Дарахъ, и такимъ образомъ совершаемъ (освящаемъ)
ихъ, но — и тѣмъ словамъ мы сохраняемъ свойственную имъ
силу, и являемъ значеніе божественнаго священства, которое со¬
вершаетъ всѣ Таинства чрезъ призываніе дѣйствующаго чрезъ
него Святаго Духа. Ибо и божественный Златоустъ говоритъ
такъ о семъ въ третьей книгѣ “О Священствѣ”: “Предстоитъ
священникъ, низводя не огнь, но Духа Святаго, и долго творит¬
ся моленіе не для того, чтобы нѣкій ниспосланный свыше пла¬
мень поглотилъ Предложеніе, но для того, чтобы благодать, нис¬
шедшая на Жертву, чрезъ нее воспламенила души всѣхъ и яви¬
ла свѣтлѣе серебра, очищеннаго огнемъ”27). Но наши молитвы
не должны вызывать никакого сомнѣнія или неувѣренности, ибо
принесенный въ жертву и пріемлемый Владыка заповѣдалъ намъ:
“Сіе”, говоритъ Онъ, “творите въ Мое воспоминаніе”28), и обѣ¬
щалъ дать Духа Святаго всѣмъ молящимся Бму, не говоря ужъ
о священникахъ (которымъ — тѣмъ болѣе), и весьма желавшій,
чтобы сіе совершалось нами каждый день29), дабы затѣмъ во всѣ
времена оно возвѣщалось. Или ты уже, можетъ быть, изъ за этого
сомнѣваепіься и въ крещеніи, которое также совершается чрезъ
молитвы и призываніе (Святаго Духа); и относительно отпуще¬
нія грѣховъ, даваемаго благодаря священнической благодати, имѣ¬
ешь ли нѣкое сомнѣніе въ томъ, дѣйствительно ли ты его вос¬
пріялъ? и всѣ прочія также церковныя Таинства вычеркнешь?
— Но это не — такъ, не такъ, ибо вѣренъ Обѣщавшій быть съ
нами во вся дни до скончанія вѣка30). 6. Итакъ, воспріявъ сіе отъ святыхъ Апостоловъ и отъ ихъ
преемниковъ, мы неизмѣнно держимся того разумѣнія, которое
отвѣчаетъ дѣйствительности, и отдаемъ ему должное. Что же ка¬
сается того, что слова Господни, относящіяся къ Тайнамъ (Ев¬
харистіи), произносимыя въ повелительной формѣ, довлѣютъ для
освященія Даровъ, — сего не являетъ ни одинъ изъ Апостоловъ,
ни Учителей, говоря о семъ предметѣ; но то, что единожды сказан¬
ное Имъ, тѣмъ самымъ, что оно было Имъ сказано, какъ слово
Творца, всегда дѣйствуетъ, — это говоритъ Златоязычный Іо¬