Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
298 насъ смотреніе исполнивъ, въ нощь, въ нюже предаяшеся, па¬
че же Самъ Себе предаяше за мірскій животъ, пріемъ хлѣбъ во
святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодаривъ и
благословивъ, освятивъ, преломивъ, даде святымъ Своимъ Уче¬
никомъ и Апостоломъ, рекъ: — Пріимите, ядите, сіе есть Тѣло
Мое, еже за вы ломимое во оставленіе грѣховъ. — Подобнѣ и
чашу по вечери глаголя: — Пійте отъ нея вси, сія есть Кровь
Моя Новаго Завѣта, яже за вы и за многія изливаемая во оставле¬
ніе грѣховъ”. И немного далѣе такъ присовокупляетъ: “Прино¬
симъ Ти словесную сію и безкровную службу, и просимъ, и мо¬
лимъ, и мили ся дѣемъ, низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на
предлежащія Дары сія, — и сотвори убо хлѣбъ сей — честное
Тѣло Христа Твоего. А еже въ чаши сей — честную Кровь Хри¬
ста Твоего. Преложивъ Духомъ Твоимъ Святымъ”. 5. Итакъ, всѣ они согласно сначала цитируютъ слова Гос¬
пода и чрезъ нихъ приводятъ къ памяти тогдашнихъ событій и
влагаютъ освящательную силу въ совершаемое, но затѣмъ мо¬
лятся и призываютъ благодать Святаго Духа, чтобы она, при-
шедши, тогда реченное нынѣ дѣломъ соотвѣтствующимъ обра¬
зомъ содѣлала и предложенные Дары совершила и претворила
въ Господни Тѣло и Кровь. Ибо она и во чревѣ Дѣвы состави¬
ла ту богоносную Плоть, согласно сказанному Ей отъ Ангела:
“Духъ Святый найдетъ на Тя и сила Вышняго осѣнитъ Тя”24).
Посему и Василій Великій, послѣ того какъ привелъ Господни
слова описательно, какъ бы отъ себя говоря, предложенные Дары
называетъ еще “вмѣстообразными” святаго Тѣла и Крови, изъ
чего ясно, что они еще приносятся какъ образъ нѣкій или изобра¬
женіе; и немедленно за тѣмъ онъ молится, чтобы пришелъ Духъ
Святый и явилъ хлѣбъ сей честнымъ Тѣломъ, а чашу сію — чест¬
ною Кровію. И это — весьма естественно. Ибо какъ въ первомъ
томъ твореніи, хотя земля получила, по Божіей заповѣди, си¬
лу произращать то, что происходитъ изъ нея, и эта заповѣдь,
какъ говоритъ тотъ же Учитель25), оставшаяся на вѣки въ зе¬
млѣ, придала ей силу непрестанно произращать, однако, для
совершенія возрастаемаго необходима также и наша забота и ру¬
ки земледѣльцевъ, такимъ образомъ и здѣсь, единожды сказан¬
ное Спасителемъ, какъ и говоритъ божественный Златоустъ, все¬
гда совершаетъ дѣйствіе25), но, подобно же, и содѣйствуетъ для
совершенія (освященія) предлежащихъ Св. Даровъ и сила бо¬
жественнаго священства, дѣйствующая чрезъ молитву и благо¬