Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
297 наго, единосущнаго же и совѣчнаго, глаголавшаго Закономъ и
Пророки и новымъ Твоимъ Завѣтомъ, сошедшаго въ видѣ голу-
бинѣ на Господа нашего Іисуса Христа во Іорданѣ рѣцѣ и пре¬
бывающаго на Немъ, сошедшаго на святыя Твоя Апостолы въ ви¬
дѣ огненныхъ языкъ въ горницѣ святаго и славнаго Сіона въ
день Святыя Пятидесятницы, Сего Духа Твоего Всесвятаго нис-
посли, Владыко, на ны и на предлежащія Святыя Дары сія, да
посѣтивъ святымъ и благимъ и славнымъ наитіемъ, освятитъ и
сотворитъ хлѣбъ убо сей — Тѣло Святое Христово, и чашу сію
— Кровь честную Христову”23). 4. Послѣдуютъ сему и тѣ, которые послѣ сего сократили
эту Литургію, какъ Василій Великій, такъ послѣ него и Іоаннъ
Златоустъ. Первый ,въ томъ же мѣстѣ (Литургіи) и самъ опи¬
сывая то первое священнодѣйствіе, переданное Владыкой, такъ
говоритъ: “Остави намъ воспоминанія спасительнаго Своего стра¬
данія сія, яже предложихомъ по Его заповѣдемъ: хотя бо изыти
на вольную и приснопамятную, и животворящую смерть, въ нощь,
въ нюже предаяше Себе за животъ міра, пріемъ хлѣбъ на свя¬
тыя Своя и пречистыя руки, показавъ Тебѣ Богу и Отцу, благо¬
даривъ, благословивъ, освятивъ, преломивъ, даде святымъ Сво¬
имъ Ученикомъ и Апостоломъ, рекъ: — Пріимите, ядите, сіе
есть Тѣло Мое, еже за вы ломимое, во оставленіе грѣховъ. —
Подобнѣ и чашу отъ плода лознаго пріемъ, растворивъ благода¬
ривъ, освятивъ, даде святымъ Своимъ Ученикомъ и Апостоломъ,
рекъ: — Пійте отъ нея вси, сія есть Кровь Моя Новаго Завѣта,
яже за вы и за многія изливаемая, во оставленіе грѣховъ. Сіе
творите въ Мое воспоминаніе”. — И немного далѣе: “Сего ра¬
ди, Владыко Пресвятый, и мы грѣшніи и недостойніи раби Твои,
сподоблыпіися служити святому Твоему жертвеннику, не ради
правдъ нашихъ, не бо сотворихомъ что благо на земли: но ради
милости Твоея и щедротъ Твоихъ, яже изліялъ еси богато на ны,
дерзающе приближаемся Святому Твоему жертвеннику: и пред-
ложше вмѣстообразная святаго Тѣла и Крове Христа Твоего,
Тебѣ молимся, и Тебе призываемъ: Святе Святыхъ, благоволе¬
ніемъ Твоея благости, пріити Духу Твоему Святому на ны и на
предлежащія Дары сія, и благословити я, и освятити, и локаза-
ти — хлѣбъ убо сей — Самое честное Тѣло Господа и Бога и
Спаса нашего Іисуса Христа. Чашу же сію — самую честную
Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, иэліянную
аз мірскій животъ”. Божественный же Златоустъ, еще болѣе
кратко излагая это, говоритъ: “Господь пришедъ, и все еже о