Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
296 2. Ибо, вотъ, въ записанной Климентомъ Литургіи священ¬
ныхъ Апостоловъ, послѣ того, какъ приводятся чудеса и дѣла
Господни, еще же и говорится о Страсти и Воскресеніи и Восше¬
ствіи на небо, такъ положено читать: "Поминающе, убо, яже
(Христосъ) о насъ претерпѣ, благодаримъ Тя, Боже Вседержите¬
лю, не яко есми должни, но яко есть мощно намъ, и заповѣдь Его
исполняемъ. Въ нощь бо въ нюже предаяше Себе, пріявъ хлѣбъ
во святыя Своя и непорочныя руки и воззрѣвъ къ Тебѣ, Богу
Своему и Отцу, и преломивъ, даде ученикомъ Своимъ, глаголя:
— Пріимите отъ него, идите: сіе есть Тѣло Мое за. многи раз¬
дробляемое во оставленіе грѣховъ. — Подобнѣ и чашу, раство¬
ривъ отъ вина и воды, и освятивъ, даде имъ, глаголя: — “Пійте
отъ нея вси. Сія есть Кровь Моя за многи изливаемая во оста¬
вленіе грѣховъ. Сіе творите въ Мое воспоминаніе. — Поминаю¬
ще, убо, Страсть Его и Смерть и Воскресеніе и на небеса Вос¬
шествіе и будущее Его второе Пришествіе, въ оньже пріидетъ
судити живыя и мертвыя и воздати коемуждо по дѣломъ его,
приносимъ Ти, Царю и Богу, по заповѣди Его, хлѣбъ сей и
чашу сію, благодаряще Тя о семъ, яко удостоилъ еси насъ пред-
стати предъ Тобою и священнодѣйствовати Ти; и молимъ Тя, да
милостивно призриши на предлежащія Дары сія предъ Тобою,
Ты — не имущій ни въ чесомъ потребу, — и да благоволиши о
сихъ, въ честь Христа Твоего, и ниспоелеши Святаго Твоего Ду¬
ха на Жертву сію, Свидѣтеля Страстей Господа Іисуса, яко да
явитъ хлѣбъ сей — Тѣломъ Христа Твоего; и чашу сію — Кро¬
вію Христа Твоего”22). 3. Итакъ, это, чрезъ запись блаженнаго Климента, боже¬
ственные Апостолы передали Церкви. Но и божественный Іаковъ,
первый Епископъ Іерусалимлянъ и Перваго и Великаго Архіе¬
рея и братъ и преемникъ, и самъ изложившій таинство Литургіи,
въ томъ же мѣстѣ, послѣ того, какъ привелъ Владычни слова,
пишетъ такъ: "Поминающе убо и мы, грѣшніи, животворящія
Его страданія, спасительный Крестъ, и смерть, и погребеніе, и
тридневиое изъ мертвыхъ Воскресеніе, и еже на небеса восхожде¬
ніе и одесную Тебе Бога и Отца сѣдѣніе, и еже второе славное,
страшное Его Пришествіе, егда пріидетъ со славою судити жи¬
выя и мертвыя, егда хощетъ коемуждо воздати по дѣломъ его:
приносимъ Ти, Владыко, страшную сію и безкровную Жертву”.
И немного далѣе: “Помилуй насъ, Боже, по велицѣй милости
Твоей и ниспосли на ны и на предлежащія Святыя Дары сія
Духа Твоего Всесвятаго, Господа и Животворящаго, сопрестоль¬