Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
293 церковно-административной жизни, несомнѣнно, являлось ударомъ
по “симфоніи” между Церковью и Государствомъ. Пусть эта сим¬
фонія” оставалась только идеальнымъ начертаніемъ Юстиніано¬
ва законодательства, пусть она рѣдко или никогда не достигла со¬
вершенства, однако она всегда жила какъ идеалъ въ средѣ Пра¬
вославной Церкви и ей искони придавалось столь большое значе¬
ніе. Такимъ образомъ, латиняне открыто, совершенно игнорируя
традиціи Православной Церкви и психологію православнаго наро¬
да, рушили устои Православной Церкви и ея традиціи. Послѣ рѣчи Іоанна Рагусскаго выступилъ съ рѣчью Іоаннъ
де Торквемада по вопросу объ освященіи Свв. Даровъ. Импера¬
торъ просилъ изъять изъ “Хартулы” выраженіе, что освященіе
Свв. Даровъ происходитъ исключительно произноше¬
ніемъ священникомъ словъ Спасителя. Но Торквемада возразилъ,
говоря, что это выраженіе, будучи необходимымъ, не можетъ быть
изъятымъ. Исидоръ Кіевскій заявилъ: “Мы и сегодня имѣемъ тотъ
служебникъ святаго Василія Великаго и святаго Іоанна Злато-
устаго, который мы имѣли до Раскола, и никогда латиняне не
ставили намъ это въ укоръ”. Далѣе онъ присовокупилъ то сужде¬
ніе, которое кажется соотвѣтствующимъ и мысли св. Марка Ефес-
скаго, выраженной имъ въ сочиненіи объ освященіи Свв. Даровъ,
именно: — “Мы вѣруемъ, что слова Спасителя являются “effec¬
trix” (совершатель, освятитель) Божественныхъ Даровъ; они
являются, такъ сказать, сѣменемъ, которое, собственно говоря,
есть “effectrix” Плода; но какъ къ сѣмени должна быть присово¬
куплена и иная вещь, чтобы оно принесло плодъ, такъ и къ сло¬
вамъ освященія (Евхаристическимъ словамъ Спасителя) должна
быть присовокуплена послѣдующая за симъ молитва (эпикле-
зисъ), чтобы въ дѣйствительности совершить Священный Плодъ”'*). На этомъ собраніе закончилось. Греки обдумывали требованія Папы и изслѣдовали рукопи¬
си въ поискахъ указаній о привилегіяхъ Римскаго Престола въ
древней Св. Церкви — но таковыхъ не находили. Однако, послѣ
3 дней засѣданій, греки въ письменномъ видѣ извѣстили Папу,
что они готовы признать всѣ привилегіи Папы, кромѣ двухъ, имен¬
но: — что Папа имѣетъ право безъ участія Императора и дру¬
гихъ Патріарховъ созывать Вселенскіе Соборы, и — что Патрі¬
архъ долженъ лично являться на судъ Папы, если тотъ его вызо¬
ветъ. Греки готовы были, однако, чтобы Папа посылалъ въ такомъ
случаѣ своихъ судей на территорію даннаго Патріархата.