Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
292 что всѣ епископы являются только викаріями Папы, поскольку
Петръ поставилъ во многихъ странахъ патріарховъ, митрополи¬
товъ и епископовъ, не будучи въ силахъ все дѣлать самъ”. За¬
тѣмъ, онъ прочелъ текстъ изъ Псевдо-Исидора (т. е. сборника,
содержащаго подложные документы о привилегіяхъ Папъ въ
древности, сборника давно уже отверженнаго самой Римо-Католи-
ческой Церковью) и сослался на “Donatio Constantini”, хотя уже
было доказано Laurent Valla и Nicolas de Cusa, что этотъ доку¬
ментъ подложенъ. Закончилъ онъ свою рѣчь словами: “Шестой
канонъ Никейскаго Собора сказалъ, что Римская Церковь всегда
имѣла приматъ (власти)”. Греки на это отвѣтили, что Никей¬
скій Соборъ никогда не выносилъ подобнаго канона|4). Итакъ, грекамъ было прямо заявлено, что они должны при¬
знать не только первенство чести Папы, что никогда не оспарива¬
ла Православная Церковь, но и — “primatus jurisdictionis”. Право¬
славная Церковь должна была бы Во всемъ покориться Папѣ и
признать его “Викаріемъ Христа” и “Главой Церкви” (не толь¬
ко въ административномъ значеніи этого слова, но и въ таинст¬
венномъ, догматическомъ, всеобъемлющемъ), высшимъ Наставни¬
комъ и Учителемъ и Пастыремъ всей Церкви, и признать за Па¬
пой право, какъ ему угодно, вмѣшиваться въ дѣла Православной
Церкви. Иными словами, Православная Церковь должна была от¬
казаться отъ своей екклисіологіи, отъ своей правды, отъ своей
священной “Соборности”, и попрать слова Сѵмвола Вѣры: “Вѣ¬
рую ... во едину, святую, каѳолическую и апостольскую Цер¬
ковь”; даже болѣе, она должна была отказаться отъ истинной
Главы Церкви — Господа Христа [какъ говоритъ Апостолъ: “Хри¬
стосъ — Глава Церкви” 15), и “Все покорилъ подъ ноги Его, и
поставилъ Его выше всего, главою Церкви”1®), и “Онъ есть пре¬
жде всего, и все Имъ стоитъ. И Онъ есть глава тѣла Церкви” ’7),
Который обѣщалъ быть съ вѣрными “до скончанія вѣка”'8)], и
признать человѣка, хотя бы это и былъ первенствующій Патрі¬
архъ, главой Церкви, замѣстителемъ Христа, дѣйствующимъ вмѣ¬
сто Христа. Сама постановка вопроса въ такомъ свѣтѣ не могла
не казаться ревнителямъ Православія ужасной и кощунственной
угрозой святой екклисіологіи Святой Соборной Православной
Церкви. Затѣмъ, Императору Византійскому надлежало отказать¬
ся отъ исконнаго своего права созывать Вселенскіе Соборы и све¬
сти себя на послушное орудіе въ рукахъ Папы, въ то время какъ
управленіе Восточными епископами было бы всецѣло въ рукахъ
Папы. Полное изъятіе православнаго Императора изъ участія въ