Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
291 престола. Виссаріонъ прекрасно зналъ, что ничего такого не
было. Но Іоаннъ Рагусскій на это отвѣтилъ, что посланія папъ
важнѣе каноновъ и опредѣленій, вынесенныхъ Вселенскими Со¬
борами. Затѣмъ Виссаріонъ спросилъ: выраженіе “Хартулы”, что
папа является “Отцемъ и Учителемъ и Наставникомъ христіанъ” — является ли только выраженіемъ чести, или же — ссылкой
на особыя привилегіи, какъ, впрочемъ, это можно заключить изъ
того выраженія, что папа называется “Caput Ecclesiae” (Глава
Церкви). Латинскій ораторъ прямо отвѣтилъ на это, что эти вы¬
раженія не только первенство чести, но и “primatus jurisdictionis” — “non solum denotat reverentiam, sed potestatem quamdam cujusdam
obedientise”, при этомъ онъ сослался на слова Христа апостолу
Петру: “Паси овцы Моя” и “Дамъ тебѣ ключи” и т. д. Далѣе
онъ присовокупилъ, что эта “potestas spiritualis jurisdictionis”
распространяется въ равной мѣрѣ и на мірянъ и на клириковъ.
Административно приматъ папы обозначаетъ, что епископы, не¬
правильно преслѣдуемые императоромъ, могутъ аппелировать къ
папѣ, и такого рода аппеляція не является ущемленіемъ правъ
императора, ибо императорская власть выражается “въ дѣлахъ
гражданскихъ и временныхъ”, а власть папы — “въ дѣлахъ цер¬
ковныхъ и духовныхъ”. Затѣмъ, императоръ спросилъ черезъ
Виссаріона: входитъ ли во власть папы “convocare Ecclesiam”, т. е.
собирать Вселенскіе Соборы, на что былъ данъ отвѣтъ, что власть
созывать Вселенскіе Соборы является властью или привилегіей
исключительно принадлежащей папѣ, и что императоръ можетъ
созывать Соборы только имѣя на это согласіе папы. Затѣмъ, ора¬
торъ прибавилъ, говоря, что Христосъ далъ Своей Церкви наилуч¬
шее устроеніе — именно, единоначаліе; однако, Римская Цер¬
ковь не имѣетъ поползновенія на права и привилегіи другихъ
Церквей. — Послѣдняя фраза была весьма дипломатична. Но
Виссаріонъ спросилъ отъ лица Императора: является ли власть
Папы аналогичной съ властью митрополита въ его области или
Патріарха въ его патріархатѣ? На это Іоаннъ Рагусскій отвѣтилъ
(сведя на нѣтъ вышесказанную имъ дипломатическую оговорку,
что Папа не имѣетъ поползновенія на права и привилегіи дру¬
гихъ Церквей): “Нѣтъ. Ибо власть Митрополита или Патріарха
ограничивается территоріей, которыми они управляютъ, въ то
время какъ Наслѣдникъ Петра habet immediatam potestatem in
omnes, sed ita habet, ut cum ordine haec omnia fiant” (т. e. “имѣетъ
непосредственную власть надъ всѣми, но имѣетъ ее такимъ обра¬
зомъ, что бы все это было согласно порядку”). Далѣе онъ заявилъ,