Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
30 и на общихъ тѣхъ Представителей, я вѣрилъ что все у насъ бу¬
детъ хорошо и мы совершимъ нѣчто великое и достойное нашего
труда и надеждъ”25). Эту же свою горячую вѣру св. Маркъ вы¬
разилъ и папѣ Евгенію IV въ рѣчи, обращенной къ нему25). Вообще, съ какимъ душевнымъ подъемомъ отправились гре¬
ки на Соборъ въ Италію, свидѣтельствуетъ не одинъ фактъ. Такъ,
передъ тѣмъ какъ отправиться на Соборъ, какъ свидѣтельству¬
етъ Сиропулъ, Патріархъ обратился къ своимъ коллегамъ съ тро¬
гательной рѣчью, въ которой онъ говорилъ о великомъ дѣлѣ, ко¬
торое они предпринимаютъ: они ѣдутъ на Соборъ для заключе¬
нія Уніи, но ничего не уступятъ изъ тѣхъ традицій Святой Церкви,
которыя приняли, и готовы, если надо, и умереть за нихъ, ибо что
можетъ быть славнѣе мученическаго вѣнца?! Однако, продолжалъ
Патріархъ, надо отдать всецѣло свои силы этому предлежащему
"небесному дѣлу”, ради котораго они отправляются въ Италію.
Заключилъ онъ свою рѣчь словами: “Пойдемъ, и возвратимся.
Пойдемъ съ опасностью; возвратимся съ побѣдой и трофеями!”27). Еще одинъ примѣръ. Сиропулъ разсказываетъ, что Легатъ
Папы, епископъ Христофоръ, привѣтствовалъ грековъ отъ лица
Папы въ началѣ ихъ путешествія въ Италію; ему отвѣчалъ Ве¬
ликій Сакелларій, который отъ лица грековъ выразилъ восторжен¬
ную вѣру въ успѣхъ Уніи, говоря, что это — вѣра всѣхъ, ибо здѣсь
представлена “вся Восточная Церковь”, и закончилъ свою рѣчь
обращеніемъ къ Легату Папы: “Если будетъ заключенъ миръ и
Унія между Церквами, о, каковы дары, каковы награды отъ Бо¬
га! а отъ людей — какія похвалы и благодарность тебѣ за твои
труды”. На что епископъ Христофоръ, преисполненный радостью,
отвѣтилъ: “Не безпокойтесь, будетъ, будетъ Унія, по волѣ Бо¬
жіей!”28). Увы, все сбылось совершенно иначе. Какъ извѣстно, Патрі¬
архъ вообще не вернулся въ Константинополь, а умеръ во Фло¬
ренціи, а Православіе было предано и продано, и греки со скор¬
бью и стыдомъ вернулись на Родину, а не — побѣдителями съ
духовными трофеями. Очень скоро, очень скоро св. Марку при¬
шлось глубоко и горько разочароваться, какъ онъ самъ объ этомъ
намъ скажетъ. Великая и пламенная борьба за Православіе, борь¬
ба, въ которой онъ будетъ одинокъ, и путь исповѣдничества жда¬
ли св. Марка отъ того момента, какъ онъ покинулъ Константи¬
нополь, чтобы на кораблѣ Папы плыть въ Италію. Но объ этихъ событіяхъ будемъ говорить въ послѣдующихъ
главахъ.