Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
289 Засѣданіе закончилось рѣчью Папы, который обвинилъ гре¬
ковъ въ томъ, что они освящаютъ Св. Дары не словами Спасите¬
ля, а иными словами, и призвалъ грековъ принять “Хартулу”
такъ, какъ она есть. “Чтобы заключить Унію”, закончилъ свою
рѣчь Папа, — “необходимо опредѣлить 4 пункта: объ похожде¬
ніи Духа Святаго, о безквасномъ и квасномъ хлѣбѣ, о приматѣ
Римскаго Понтифія и о вопросѣ чистилища. Нѣтъ сомнѣнія, мож¬
но было бы воздержаться отъ того, чтобы говорить въ болѣе спе¬
ціальныхъ терминахъ о прибавленіи “Filioque” , и ограничиться
опредѣленіемъ догмата, но поскольку въ теченіе дебатовъ, вы ча¬
сто объявляли, что Римская Церковь была отлучена по причинѣ
этого прибавленія, надобно (въ Актѣ Уніи) упомянуть и этотъ
вопросъ и сказать, что это прибавленіе всегда было закон¬
нымъ. Поэтому соблаговолите, братіе, принять эту “Хартулу”,
которая уже была передана епископамъ Кіевскому, Никейскому и
Мителенскому” "). Папа расчитывалъ, что греки примутъ эту “Хартулу” безо¬
говорочно, но даже, именно, самъ Императоръ, настолько былъ
оскорбленъ этимъ небывалымъ униженіемъ Православной Церкви
въ терминологіи примата папы, требованіемъ признанія запро¬
шлое время законности “Filioque” и неуважительнымъ отзывомъ
о православной Литургіи, что желалъ немедленно прервать всѣ
переговоры съ Папой и обратился къ нему съ просьбой принять
мѣры къ отъѣзду грековъ. Но Папа, уже хорошо узнавшій, что
этимъ вспышкамъ негодованія и рѣшительности Императора не
надо придавать большого значенія, заявилъ, что сначала надо
заключить Унію, а тогда уже уѣзжать, тѣмъ болѣе, что мѣры
къ отъѣзду грековъ изъ Флоренціи онъ уже предпринялъ. По¬
слѣ сего Папа уклонился отъ личнаго участія въ переговорахъ,
поручивъ ихъ вести кардиналу Цезарини, вѣроятно, какъ опыт¬
ному дипломату. Императоръ бросался изъ крайности въ крайность. Отъ про¬
явленной имъ рѣшительности бросить дальнѣйшіе переговоры и
съ честью вернуться въ Константинополь не осталось и слѣда, и
теперь, по уговорамъ кардинала Цезарини и, особенно, сторон¬
никовъ Уніи изъ среды греческихъ іерарховъ, онъ рѣшилъ при¬
нять пункты “Хартулы” и немедленно заключить Унію. Но былъ
одинъ іерархъ, знаменитый и святой, іерархъ, котораго Импера¬
торъ очень уважалъ, какъ и его покойный отецъ — императоръ
Мануилъ, іерархъ, который рѣшительно былъ противъ Уніи, одинъ
единственный, но гласъ котораго въ это страшное время былъ