Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
288 выработать оффиціальнаго отвѣта и не хотѣли безоговорочно при¬
нимать всѣ латинскіе пункты. На слѣдующій день Императоръ, его братъ Димитрій и нѣ¬
сколько митрополитовъ явились къ Папѣ и заявили, что греки
не могутъ придти къ соглашенію съ латинянами по вопросу чи¬
стилища. Въ отвѣтъ на это, Папа имъ направилъ прежній до¬
кладъ латинянъ о чистилищѣ (и который, кстати, такъ блестя¬
ще былъ опровергнутъ трудами св. Марка Ефесскаго въ свое вре¬
мя въ Феррарѣ). Послѣ сего Папа представилъ грекамъ хар-
тулу (Chartula), которая заключала пункты, которые грекамъ
надлежало принять, если они желаютъ Уніи съ Римомъ. Въ
то же самое время онъ уполномочилъ фра Іоанна Рагусскаго и
Торквемаду выступить передъ греками съ пояснительными рѣ¬
чами. “Chartula” заключала два предмета: приматъ папы и ли¬
тургическій вопросъ, т. е. выясненіе вопроса объ освященіи Свв.
Даровъ и надо ли употреблять квасный или безквасный хлѣбъ
для Евхаристической Жертвы. Говоря о приматѣ папы, Хартула заключала въ себѣ слѣ¬
дующія слова которыя должны были быть внесенными въ Со¬
борное опредѣленіе (Актъ) Уніи: “Item similiter diffinimus sanctam
Sedem apostolieam et Romanum pontificem successorem (esse beati)
Petri et vicarium Jesu Christi, totius Ecclesiae caput, omnium Chri¬
stianorum Patrem et magistrum, et in universum orbem terrarum te¬
nere primatum, atque eidem Sedi et Romano pontifici in beato prin¬
cipe apostolorum pascendi, convocandi, regendi et gubernandi univer¬
salem Ecclesiam plenam potestatem esse traditam” '°) (т. e. “Затѣмъ
также мы опредѣляемъ, что Святой Апостолическій престолъ и
Римскій Понтифій является Наслѣдникомъ Блаженнаго Петра и
Викаріемъ Іисуса Христа, Главой всей Церкви, Отцемъ и Учи¬
телемъ всѣхъ христіанъ, и имѣетъ приматъ на всемъ земномъ
шарѣ, и этому Престолу и Римскому Понтифію, въ лицѣ Бла¬
женнаго Князя Апостоловъ, передана полная власть пасти, созы¬
вать (Соборы), царствовать и управлять всей Церковью”). Относительно Евхаристіи “Хартула” заключала слѣдующіе
пункты: 1. нѣтъ различія, на чемъ совершается Евхаристія — на
квасномъ или безквасномъ хлѣбѣ. 2. пресуществленіе Святыхъ
Даровъ происходитъ исключительно въ тотъ моментъ, когда свя¬
щенникъ произноситъ евхаристическія слова Спасителя. Въ сво¬
ей рѣчи Торквемада, однако, подчеркнулъ, что безквасный хлѣбъ
лучше соотвѣтствуетъ Евхаристіи и что только слова Спасителя
имѣютъ освящательную силу для Св. Даровъ.