Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
287 * Послѣ торжественныхъ похоронъ Патріарха, похороненнаго
въ храмѣ Санта Маріа Новелла во Флоренціи, греки извѣстили
Папу, что желаютъ какъ можно скорѣе закончить дѣло Уніи,
такъ какъ они не могутъ долго оставаться безъ Патріарха. Па¬
па вызвалъ къ себѣ трехъ митрополитовъ: Никейскаго, Кіевска¬
го и Мителенскаго и просилъ ихъ, поскольку греки и латиняне
нынѣ находятся въ согласіи въ догматическомъ вопросѣ, именно
— въ вопросѣ “Filioque”, придти къ соглашенію и по другимъ
пунктамъ. На это митрополиты отвѣтили, что они не уполномо¬
чены дать оффиціальный отвѣтъ, но личное ихъ мнѣніе таково:
“У насъ съ временъ Отцевъ употребляется квасный хлѣбъ для
Евхаристіи, а у васъ — безквасный хлѣбъ, но оба обычая въ рав¬
ной мѣрѣ хороши. Чистилище не является вопросомъ, который
явился причиной раскола, и, слѣдовательно, можно будетъ обсу¬
дить сей вопросъ уже послѣ заключенія Уніи. Послѣ заключенія
Уніи, папа сохранитъ свой приматъ настолько, насколько это
явится законнымъ ему сіе приписывать. Въ нашемъ Сѵмволѣ
мы не сдѣлаемъ прибавленія, но мы согласимся на то, чтобы въ
вашихъ церквахъ вы его сохранили. Мы признаемъ также, что
принужденные необходимостью, по причинѣ ересей, вы чрезъ это
прибавленіе объяснили болѣе нагляднымъ способомъ, то, что за¬
ключается въ Сѵмволѣ Вѣры, не, собственно говоря, прибавле¬
ніемъ, но только благочестивымъ разъясненіемъ, введеннымъ въ
Сѵмволъ. Два Сѵмвола (вашъ и нашъ) — хороши и имѣютъ
тотъ же смыслъ. Наконецъ, мы допускаемъ, что освященіе Свв.
Даровъ происходитъ чрезъ произношеніе словъ Господа нашего,
хотя затѣмъ мы и молимъ Духа Святаго, чтобы хлѣбъ и вино
стали Тѣломъ и Кровію Христа”9). Хотя въ этихъ словахъ и такъ уже находился, можно ска¬
зать, отказъ отъ всего того, за что такъ пламенно и столь долгое
время боролся св. Маркъ Ефесскій, хотя греки и сдѣлали боль¬
шую уступку въ ущербъ православному ученію, однако, и это
не удовлетворило Ватиканъ, который требовалъ того, что назы¬
вается “безусловная капитуляція” со стороны Православной
Церкви. Выслушавъ отвѣтъ митрополитовъ, Папа потребовалъ
оффиціальнаго (хотя и отвѣтъ митрополитовъ, въ сущности, былъ
оффиціальнымъ) и болѣе, точнаго (т. е. болѣе латинизированна¬
го) отвѣта грековъ. 13-го іюня Императоръ собралъ у себя всѣхъ грековъ для
обсужденія пунктовъ, поставленныхъ Папой, но греки не могли