Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
284 говоритъ и это: “Возведи· окрестъ очи твои и виждь старцевъ,
достопочтенныхъ и священныхъ, уже весьма нуждающихся въ
одрѣ и покоѣ, вставшихъ изъ своихъ предѣловъ и притекшихъ
къ твоему совершенству; собравшихся только по надеждѣ на Бо¬
га и по любви къ вамъ”2). Въ исторіи Собора многократно упо¬
минается о болѣзни Патріарха, который не могъ присутствовать
на тѣхъ или иныхъ собраніяхъ по болѣзни. Упоминается и о
томъ, что надъ нимъ было совершено соборованіе. И все же смерть
его была нѣсколько неожиданнымъ ударомъ для грековъ. Онъ
былъ найденъ мертвымъ въ своей комнатѣ. На его столѣ ле¬
жало нѣкое духовное завѣщаніе, послѣднее выраженіе своего
мнѣнія: “Extrema sententia”. Этотъ документъ гласитъ: “Іосифъ,
по милости Божіей, Архіепископъ Константинополя, Новаго Ри¬
ма, и Патріархъ Вселенскій. Придя къ концу моей жизни, и уже
на границѣ того, чтобы заплатить долгъ, общій всему человѣ¬
честву, я желаю, по благодати Божіей, открыто выразить въ
письменномъ видѣ для моихъ чадъ ту вѣру, которую я исповѣ¬
дую и подъ которой подписываюсь. Итакъ: все то, что призна¬
етъ и учитъ Католическая и Апостольская Церковь Господа на¬
шего Іисуса Христа, находящаяся въ Ветхомъ Римѣ, и я также
признаю и торжественно подтверждаю, что я соглашаюсь со всѣмъ.
Въ равной мѣрѣ, я признаю Святого Отца Отцевъ, Высшаго Пон-
тифія и Представителя Господа нашего Іисуса Христа, Папу
Ветхаго Рима. Также я признаю чистилище. Въ силу сказанна¬
го я подписываюсь. 9-го іюня 1439 года, второго индикта”3).
Несмотря на попытки нѣкоторыхъ римокатолическихъ богосло¬
вовъ4) доказать подлинность этого документа, однако, есть столь¬
ко данныхъ, говорящихъ о его подложности, что нельзя не ви¬
дѣть того, что этотъ документъ является дѣломъ поддѣлки, и
то, сдѣланной даже не греками, изъ числа сторонниковъ Уніи,
а именно латинянами. Прежде всего объ “Extrema sententia” совершенно не упоми¬
наетъ Сиропулъ, который враждебно относился къ Патріарху Іо¬
сифу за его податливость сторонникамъ Уніи и неустойчивость
въ дѣлахъ вѣры; Сиропулъ упоминаетъ даже мелочи и не скры¬
ваетъ подозрѣнія, говорящія противъ Патріарха, и если бы
“Extrema sententia” дѣйствительно существовала, онъ врядъ ли бы
не упомянулъ объ этомъ. Не упоминаетъ о таковомъ докумен¬
тѣ и св. Маркъ Ефесскій. Георгій Амирутскій й Георгій Ге-
мистъ Плифонъ, оспаривая впослѣдствіи характеръ Вселенскаго
Собора, приписывавшійся Собору во Флоренціи, ссылаясь на тотъ