Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
29 сѣ до своего возвращенія изъ Италіи? Мы знаемъ. подобный слу¬
чай въ отношеніи другого Митрополита, который былъ единствен¬
но выбранъ и поставленъ на каѳедру для того, чтобы занимать
важное положеніе среди греческихъ представителей на Соборѣ
въ Италіи; этотъ Митрополитъ былъ извѣстенъ своей ученостью:
мы имѣемъ ввиду Виссаріона Никейскаго, который хотя и имѣлъ
титулъ Митрополита Никейскаго, но, какъ извѣстно, и не видалъ
своей паствы. Сиропулъ ставитъ архіерейское рукоположеніе свя¬
тителя Марка на ряду съ рукоположеніемъ Виссаріона Никейска¬
го, говоря: "Тогда и хиротонисали въ архіереи Киръ Марка Ефес-
скаго, Киръ Діонисія Сардикійскаго и Киръ Виссаріона Никей¬
скаго” 24). Дѣйствительно, мы слышимъ о трудахъ св. Марка въ Ефес-
ской Митрополіи только послѣ его возвращенія изъ Италіи. Всѣ
вышеприведенные источники, говорящіе о возведеніи св. Марка
на каѳедру Ефесскаго Митрополита, непосредственно связываютъ
это событіе съ отбытіемъ святителя на Соборъ въ Италію. А Геор¬
гій Схоларій, какъ мы видѣли, говоритъ, что св. Маркъ "принялъ
высокій духовный санъ единственно для защиты Церкви своимъ
словомъ”. Эти свидѣтельства: возведеніе Виссаріона въ Митропо¬
лита Никейскаго единственно для того, чтобы онъ имѣлъ возмож¬
ность представлять греческую Церковь въ богословскихъ диспу¬
тахъ, имѣющихъ быть между православными и латинянами на
предстоящемъ Соборѣ въ Италіи, т. е. возведеніе чисто номиналь¬
наго характера; затѣмъ, краткость времени, которое прошло отъ
возведенія св. Марка въ архіерейскій санъ до Собора въ Констан¬
тинополѣ, который Императоръ устроилъ передъ отплытіемъ гре¬
ковъ въ Италію, на которомъ присутствовалъ и св. Маркъ; къ то¬
му же долгота пути въ тѣ времена: все это говоритъ за то, что
св. Маркъ былъ возведенъ на каѳедру Митрополита Ефесскаго но¬
минально съ той же цѣлью, что была и въ возведеніи Виссаріона
на положеніе Митрополита Никейскаго. Конечно, это — только наши предположенія, но они не ли¬
шены вѣроятія. Итакъ, въ составѣ многочисленной греческой делегаціи св.
Маркъ отправляется изъ Константинополя на Соборъ въ Италіи. Вѣ¬
рилъ ли онъ въ успѣхъ Уніи?—Объ этомъ намъ говоритъ самъ Свя¬
титель: “По повелѣнію и нуждѣ Христовой Церкви, воспріявъ
архіерейское служеніе, которое выше и моего достоинства и силы,
я послѣдовалъ за Вселенскимъ Патріархомъ и за богоданнымъ Ца-.
ремъ и Самодержцемъ на Соборъ въ Италіи, не взирая ни на мою
немощь, ни на трудность и огромность дѣла, но надѣясь на Бога