Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
279 было умѣстно; ибо въ восьмой главѣ Богословскихъ Сужденій
онъ такъ говоритъ: “Мы не говоримъ, что Духъ происходитъ отъ
Сына, но именуемъ — “Духомъ Сына” и исповѣдуемъ, что Онъ
чрезъ Сына является и подается намъ” І33); онъ же въ тринадца¬
той главѣ говоритъ еще такъ: “(говорится) “Духъ Сына” не въ
томъ смыслѣ, что Духъ происходитъ отъ Сына, но что чрезъ Не¬
го Духъ исходитъ отъ Отца: ибо только Отецъ — Виновникъ” І34);
въ концѣ посланія къ Іордану онъ пишетъ слѣдующее: “Духъ
воѵпостасный — Результатъ Исхожденія и Изведенія отъ Отца
чрезъ Сына, но не — отъ Сына, ибо Духъ, возвѣщающій Слово,
есть Духъ “устъ Божіихъ” І35); въ словѣ же на погребеніе божест¬
венной Плоти Господней онъ говоритъ такъ: “Духъ Святый Бога
и Отца, какъ отъ Него исходящій, Который, говорится, и — отъ
Сына, какъ чрезъ Него являемый и подаемый твари, но не отъ
Него имѣющій бытіе”138). Очевидно, что предлогъ “чрезъ”, тамъ
гдѣ онъ означаетъ посредничество въ отношеніи вины (μεσιτείαν
αϊτιώδη) и ближайшую вину, какъ желаютъ латиняне, имѣетъ то
же значеніе, что и предлоги “отъ, изъ”, и можетъ одинъ замѣнять
мѣсто другого въ тождественномъ значеніи, какъ налр. — “Стя-
жахъ человѣка Богомъ” (διά τοϋ Θεόν)'37, то есть: — “отъ Бога”
(έχ τοϋ Θεού); ИЛИ “мужъ чрезъ жену” (<5«ά γνναικός)ш, т. е. —
“отъ жены” (έχ γνναικός). Поэтому, когда исключается предлогъ
“отъ, изъ” (έχ), то — ясно, что вмѣстѣ съ этимъ исключается и
понятіе виновника. Итакъ, остается, что согласно понятію тонка¬
го Богословія, въ томъ смыслѣ говорится, что “Духъ Святый ис¬
ходитъ отъ Отца чрезъ Сына”, что, исходя отъ Отца чрезъ Сына,
Онъ проявляется или познается, или просвѣщаетъ или познается,
какъ являющій (Христа). “Ибо Онъ имѣетъ сей отличительный
знакъ личнаго ѵпостаснаго свойства”, говоритъ Василій Великій, — “познаваться послѣ Сына и вмѣстѣ съ Сыномъ, и отъ Отца
имѣть бытіе”139). Этимъ онъ желаетъ дать понять, что “чрезъ
Сына” обозначаетъ “съ Сыномъ”; ибо и не иное какое личное свой¬
ство Духа Святаго здѣсь приписывается по отношенію къ Сыну,
какъ только то, что Онъ съ Нимъ познается; и не иное какое —
въ отношеніи къ Отцу, какъ только то, что Онъ отъ Него имѣетъ
бытіе. Итакъ, если личное свойство, несомнѣнно, должно отра¬
жать то, чего является личнымъ свойствомъ, то слѣдовательно,
Духъ Святый не иное какое отношеніе имѣетъ къ Сыну, какъ толь¬
ко то, что Онъ съ Нимъ познается; какъ по отношенію къ Отцу — что Онъ отъ Него имѣетъ бытіе. Итакъ, Духъ Святый не отъ
Сына исходитъ и не отъ Него имѣетъ бытіе: ибо что препятство¬